ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Т р и н л е й  К е л с а н г

А запрещал ли 13-й Далай-лама Дордже Шугдэна?

 

Утверждение, что 13-й Далай-лама был противником Дордже Шугдэна, его оракула и его умилостивления хорошо известно, поскольку оно было распространено в последние десятилетия 14-м Далай-ламой,1 и подхвачено западными учеными, такими как Джорж Дрейфус.

Несколько тезисов этих утверждений и будут исследоваться. Эта работа является попыткой выяснить содержат ли они что-либо реальное. Она не предназначена для дискредитации Нечунга и его оракула, или 13-го Далай-ламы, а стремиться показать, как историческая хроника была искажена в последние десятилетия.

 

Предполагаемое запрещение Оракула

 

Во-первых, утверждают, что Далай-лама 13-й ограничил оракула Дордже Шугдэна. Дрейфус говорит: "Практика Dol-gyal или Shuk-den также всплыли в качестве вопроса, во время правления 13-го Далай-ламы, который вводит ограничения на оракула Шугдэна, но не запрещает его деятельность полностью." Тем не менее, не даны ссылки подкрепляющие столь определенное заявление. Однако, это не удивительно, так как нет известных проверяемых исторических свидетельств в поддержку такого утверждения. Вместо этого, при рассмотрении вопроса о запрещении оракулов 13-м Далай-ламой, мы обнаруживаем упоминаия оракула Нечунга участвовавшего в известных событиях нестабильного периода геополитической истории Тибета в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.

13-й Далай-лама


Сэр Чарльз Белл (1870-1945) написал биографию 13-го Далай-ламы называемую "Portrait of the Dalai Lama", впервые опубликованна в 1944 году. Это было одно из первых беглых знакомств с жизнью и природой Далай-ламы и его учреждения. 13 Далай-лама бежал в Индию в 1910 году, тогда же, когда Побонка Ринпоче получил посвящения в Золотые Дхармы и семнадцать выражений четырех-лицего Махакалы от Держателя Трона Сакья Драгшул Тринлей Ринчен (т.е. 39-го Сакья Тризина) (стр. 286). Белл встречался c 13-м Далай-ламой, когда тот был в изгнании в Индии, а затем посетил Тибет в 1920 году. Многие недостатки оракула Нечунга рассмотрены в главе 58 «Благородное Поле», где главным образом описывается смерть 13-го Далай-ламы. В этой главе мы находим и воспоминания о британском вторжения в Тибет:

Позднее было замечено, что пророчества передаваемые через оракула Нечунг были неправильными и вредными. В то время британской военной экспедиции в Лхасу в год деревянного Дракона [1904], он указал, что тибетское правительство должно направить солдат против англичан, но солдаты не должны заряжать винтовки, что и было сделано.

В результате, тибетцы потерпели сокрушительное военное поражение от полковника Янгхасбенда. В ответ на это, Белл отмечает, что оракул был уволен со службы:

Этот пророк был уволен после британской экспедиции, а два или три года назад драгоценный защитник [13-й ДЛ] восстановил его, позволяя божеству опять войти в него.

Что касается утверждения о том, что 13-м Далай-ламой запрещен оракул Дордже Шугдэна, то в каком времени и пространстве был предполагаемый запрет?

В отношении оракула Нечунга, очень конкретная информация может быть предоставлена на основе публикаций как раз той эпохи, таких, как Sir Charles Bell’s biography и Frederick Spencer Chapman’s Lhasa: the Holy City, опубликованные в 1938 году. Однако, в связи с предполагаемым запретом на оракула Дордже Шугдэна, нет никаких конкретных доступных материалов, которые позволили бы, что-то достоверно утверждать по этому вопросу.

В опровержение предполагаемого запрета в ряде случаев были зарегистрированы обращения к оракулу Дордже Шугдэна во времена 13-го Далай-ламы. Наиболее важным примером является данный оракулом Дордже Шугдэна совет и принятый самим 13-м Далай-ламой! Он находится в биографии Тринадцатого Далай-ламы под названием 'phags pa 'jigs rten dbang phyug gi rnam sprul rim byon gyi 'khrungs rabs deb ther nor bu'i 'phreng ba bzhugs so, стр. 620. Здесь говорится, что в 1922 году оракул Дордже Шугдэна дал ваджрное пророчество в присутствии Домо Геше Ринпоче. Он заявил, что Нижняя Монголия (smad hor) поднимается, и как способ обратить это вспять Восточная и Западная ступы в Тибете должны быть отремонтированы. Западной ступой была признана сама Потала, а Восточной ступой была признана Ганден Сердонг или Золотая Ступа содержащая мощи Дже Цонкапы. И биография подтверждает, что их ремонт был проведен.

Джозеф Рок описал публичное призывание оракула Дордже Шугдэна в Восточном Тибете в конце 1920-х в Сунгмас, Тhe Living Oracles of the Tibetan Church (National Geographic, 68: 475-486). Это также оспаривает претензию Дрейфуса, что оракул был разрешен лишь в фиксированных местах, таких как Дромо и Троде Кхангсар. Кроме того, эти утверждения Дрейфуса практически равносильны тому, что оракул вообще не был запрещен, потому что Дромо и Троде Кхангсар были жилищами наиболее важных оракулов того времени, за исключением оракула Панглунга, который мы знаем так же был активен по крайней мере в Кхаме, согласно Джозефу Року. И снова остается вопрос, в какие годы было предполагаемое ограничение на оракула Дордже Шугдэна?

Другое предположение состоит в том, что 13-й Далай-лама запретил всех оракулов на какой-то срок, но это не выделяло бы Дордже Шугдэна как имеющего недостатки. Если это и правда, то это ни как не относится к лишению законной власти Дордже Шугдэна. Как это не маловероятно, если предположить, что существовал запрет на оракула Дордже Шугдэна 13-м Далай-ламой, очень мало понятно о его реальном характере. Если это было на самом деле, то даже не сопровождалось реальным преследованием, и деятельность оракулов продолжалась не ослабевая. И это в сравнении с хорошо документированым запретом на Нечунга, что как видно получает очень незначительное внимание 14-го Далай-ламы и его сторонников.

 

Предполагаемый запрет умилостивления

 

Во-вторых, утверждают, что Далай-лама 13-й ограничил умилостивление Дордже Шугдэна, в частности путем персонального ограничения для деятельности Пабонки Ринпоче. Дрейфус говорит: "Наконец, Далай-лама и его правительство оказывало давление на Pa-bong-ka воздержаться от умилостивления Shuk-den... По словам его биографа, Pa-bong-ka обещал не умилостивлять больше Shuk-den."

Это источник Lob-zang Dor-je, Биография Пабонки (pa bong kha pa bde chen snying po dpal bzang po’i rnam par thar pa, лист 471.a-.b.)

Однако, эту информацию на самом деле не возможно найти в печатных изданиях биографии Пабонки Ринпоче. Вебсайт Далай-ламы отсылает к Издателю Nyimo Palden, как публикации, которая содержит переписку между Пабонкой Ринпоче и 13-м Далай-ламой, но никакой информации по этому издателю или публикации не возможно найти. Следовательно, издание, содержащее эту переписку не доступно для проверки, что делает ее подлинность весьма сомнительной и, скорее всего, она сфабрикована.

Кроме того, окружающий контекст и фактическое содержание этого письма также ставит вопрос о его подлинности. Во-первых, нет ни какой даты относительно этой предполагаемой переписки, не возможно сопоставить её с событиями того времени и биографиями участников. Во-вторых, биография Пабонки Ринпоче является хронологической, и он пережил 13-го Далай-ламу приблизительно на 8 лет. Предполагаемая корреспонденция отсылается к крайнему номеру страниц - 471, а два тома биографии опубликованые в Индии, составляют в общей сложности 563 листа в сравнении. В-третьих, в этом письме Пабонка Ринпоче заявляет, что он умилостивлял Шугдэна, потому что "мать-старушка сказала мне, что Шугдэн это божество моей материнской линии." Однако, ни чего этого нет в соответствующих частях его биографии.2

В любом случае, правда ли это или нет, реальная цена этой переписки еще более снижается при учете того, что Пабонка Ринпоче составляет большую часть своих работ по Дордже Шугдэну в то время, когда 13-й Далай-лама проживал последние годы своей жизни, в тот краткий период его полного всевластия над Тибетом.

В биографии Пабонки Ринпоче, говорится, что в год железной птицы (1921), как и в прежние времена Дордже Шугдэн был неотделим от Пабонки, как тень от тела. Несколько раз ранее, Дордже Шугдэн входил в медиума и просил Пабонку Ринпоче написать новый ритуал вверения жизни, с чем он, наконец, согласился и написал его на основе своего опыта (стр. 375). Далее, в год деревянного быка (1925) по повторным просьбам самого Дордже Шугдэна к Пабонке, тот начал писать обширный ритуал реализации и возвращения Melodious Drum of Victory in All Directions (стр. 418). Таким образом, мы знаем, что Пабонка был побуждаем умилостивлять Шугдэна не матерью, а самим Дордже Шугдэном.

Кроме того, доверие к Дордже Шугдэну в то время не было чем-то необычным, в частности в монастыре Сера. Он ссылается на прямую линию и мастеров, особенно из монастыря Сера, которые также полагаются на Дордже Шугдэна, например аббат тантрического колледжа Сера Тензин Тсондру, Драгри Дордже Чанг, Тричен Тенпа Рабже и Трехор Кхангсар Ринпоче.

В год черной лошади (1930), Пабонка пишет средней длины завершающий ритуал (стр. 496). 13-й Далай-лама скончался в 1933 году.

Таким образом, Пабонка Ринпоче провел более десятилетия параллельно жизни 13-го Далай-ламы в неторопливом составлении этих ритуалов.

Есть ли признаки того, что он работает подпольно в страхе перед упреком Далай-ламы? Если да, то в каком году эти предполагаемые ограничения имели место?3

 

в центре 13-й Далай-лама, рядом Чарльз Белл

 

Разговоры в связи со смертью 13-го Далай-ламы

 

В частности, 13-й Далай-лама скончался 17 декабря 1933 года после непродолжительной болезни. Чарльз Белл заинтересовавшийся этим вопросом, писал:

Как видно, драгоценный защитник (эпитет Далай-ламы 13-го) ушел в пространство в последний день десятого тибетского месяца, соответствующего середине декабря. День недели воскресенье. По тибетским представлениям, если человек умирает на воскресенье или вторник, это недобрый знак. Люди говорят: "Он умер во время бурного дня".

Далее он передает истории из циркулирующих вокруг Лхасы о причине внезапной болезни:

Он рассказал мне как медиум Оракула Нечунга дал лекарство Драгоценному Защитнику [ДЛ], которое навредило ему.

Вероятно, это были более чем слухи, а Белл пишет в период, спустя семь месяцев, когда он посетил Тибет. В частности, он посетил сына управляющего одной семьи, которые были в тесном контакте с Далай-ламой в течение последних двух лет его жизни. Белл в деталях записывает рассказ служащего, который вкратце описывает, что болезнь началась с небольшого кашля на первый день, однако к вечеру второго дня Далай-лама пропустил свой обычный бульон, в результате чего были созваны придворные. Далее Белл пишет:

Примерно в 11 вечера Драгоценный Защитник потребовал медиума Оракула Нечунга, которого Кунпел Ла спешно вызвал, чтобы поклониться богине, по имени Палхаджог, чье изображение находилось в храме в Лхасе. Медиум пришел сразу и в большой спешке, он даже не задержался, чтобы до прибытия облачится в свою одежду.

В ту же ночь, с часу до двух, медиум дал драгоценному защитнику какое-то лекарство в виде порошка. Когда медиум вышел, Чампа Ла, обычный придворный доктор сказал медиуму: "Вы совершили ошибку в лечении" (Men di norra nangzha). Так вскоре после этого медиум дал другой порошок в соответствии с предписанием Чампа Ла. За все время присутствия он не проронил ни слова.

Затем, на следующий день вечером он [ДЛ] скончался. В дополнение к биографии Чарльза Белла, Мелвин Гольдштейн в History of Modern Tibet, 1913-1951 также дает материал по этому вопросу, после более детального анализа предшествующих и последующих событий (от стр. 141):

В этих обстоятельствах, оракул Нечунг сказал, что Далай-лама должен принять лекарство, известное как "17 героев победителей простуды" (chamjom pawo chupdun) и он сам готовил лекарства в чашке с водой. Большинство респондентов сообщают, что Далай-лама отказался от дозы и что государственный оракул буквально влил его в рот. Состояние Далай-лама сразу ухудшилось, а в полдень он был без сознания. Больше он не сказал ни слова.

В любом случае, без современного следователя трудно узнать правду, было ли лекарство фактическим фактором смерти Далай-ламы, или просто оно не было достаточно эффективным для лечения его болезни.

Так или иначе, в дополнение к ранее плохим военным советам, восприятие неправильного лечение как причасности к смерти Далай-ламы, вероятно, было достаточно для тех, кто зависел от него как надежного оракула для поисков ответов на некоторые вопросы.

Сегодня 14-й Далай-лама похоже испытывает полнейшее доверие к Нечунгу и использует его мнение как аргумент запрета Дордже Шугдэна, а исторически зафиксированный факт запрета 13-м Далай-ламой государственного оракула, ни как не влияет на современную активность Нечунга.

 


 

1 "Я изначально был религиозным держателем линии приемственности Кьябдже Пабонки. В частности, я был непосредственным учеником Кьябдже Триджанга Дордже Чанга. С самого начала я стал практиковать Долгьяла под влиянием многих обстоятельств. Постепенно я пришел ко многим значительным сомнениям относительно внешних, внутренних и тайных аспектов и событий касающихся этого. Наконец я посмотрел работы предыдущего Далай-ламы, и в первый раз понял ошибку практики Долгьяла, в результате я прекратил ее." (Speech to an audience dominated by Tibetans from Tibet on 27 March 2006 during the Spring Teachings)

2 Шугдэн передавался в линиях двух коренных учителей Пабонки. Вероятно при фальсификации писем этот факт либо упустили из виду, либо посчитали, что версия с матерью как-то умалит значимость Шугдэна в линии Пабонки и соответственно в линии нынешнего 14-го Далай-ламы.

3 Шугдэн был распространен в самых разных общинах и учительских линиях в Гелугпе, особенно в монастыре Сера. Отсутствуют свидетельства, что монастырь Сера получал письма от 13-го ДЛ, то же касается и других общин. Так же предпологаемый запрет не согласуется с фактом, что при последнем Регенте и новом Далай-ламе статуи Шугдэна стояли во многих монастырях гелуг. Если принять версию запрета то придется признать, что потомки массово ингорировали мнение 13-го Далай-ламы или останется только сделать вывод, что статус этого Далай-ламы как религиозного авторитета для Гелугпы был не велик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь Шар Гаден, Мундгод, Индия

 

 

 

 

Статуя Шугдэна, монастырь Шар Гаден

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале