ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Т р и н л е й  К е л с а н г

 

Дордже Шугдэн и Ваджраяна

 

Условия для практики Шугдэна

 

Джордж Дрейфус в "The Shuk-den Affair" утверждает, что «умилостивление Шугдэна требует церемонии называемой «вверение жизни» (srog gtad) (SA, 266), но это совершенно неправильно. Это может быть доказано историческими материалами и ссылками на конкретные места в ритуалах. Существует много типов ритуалов для Защитников той или иной длины. Более короткие ритуалы состоят из просьб о деятельности ('phrin bcol), в то время как более длинные ритуалы обычно относятся к понятию исполнение (bskang ba) и включают в себя ряд элементов, общих для большинства Защитников, таких как вызов, исповедь, подношение золотого напитка, и т.д. Большинство ритуалов исполнения как правило, требуют, чтобы практикующий Высшую Йога тантру имел посвящение (dbang), упоминает это текст или нет.

Практически во всех ритуалах Шугдэна нет никаких признаков вверения жизни (srog gtad) как необходимого условия. Например, ритуалы Сакья вообще ничего не упоминают о вверении жизни. Кроме того, ранние ритуалы Гелуг в том числе от Сера Дже Драгри Тхайе (BB1, 261-297), Нюнгне Лама Еше Зангпо (BB1, 319-359), Настоятеля тантрического колледжа Намка Тенкьонга (BB1, 371-383) и Дагпо Келсанг Кхедруба (BB1, 385-415) не содержат никаких упоминаний о ритуале вверение жизни.

Введение в ритуал Серконга Дордже Чанга (BB1, 507-551) говорит о необходимости получить только посвящение в Йидама. Он также говорит, что великолепно было бы получить редкое посвящение вверение жизни (rje gnang srog gtad thun mong ma yin pa) к Шугдэну согласно писаниям Ринчен Вангьяла, но это не является необходимым.

В частности, в соответствии с собственными ритуалами Пабонки Ринпоче вверение жизни не требуется. Пабонка Ринпоче написал свой длинный ритуал The Melodious Drum (BB1, 659-715) примерно в 1924 г., согласно колофону. В предисловии этого ритуала он говорит, что требуется введение в мандалу Ваджрабхайравы и соблюдение общих и конкретных обетов (BB1, 666). Пабонка Ринпоче написал целый ряд работ по Шугдэну, но распространение в монастырях и у мирян получил ритуал проводимый на ежемесячной основе. И нет ни каких обязательных обетов для выполнения его ритуала The Melodious Drum, включая вверение жизни или других инструкции от ламы. Вверение жизни, как и любое другое посвящение, характеризуется тем, что оно зависит от решения отдельного человека, желания в этом участвовать и соблюдать обязательства, прежде чем получить его. Выполнение Melodious Drum или других ритуалов, перечисленных выше, не требует вверение жизни.

Симптоматично как хулители практики Шугдэна искажают её, чтобы охарактеризовать практиков Шугдэна как жертв крайних обязательств, переданных от так называемых фундаменталистов Гелуг.

 

Вверение жизни

 

Историческое понимание термина «вверение жизни» или srog gtad, которое часто упоминают, но редко понимают, желательно должным образом исследовать. В любом случае, многие недоброжелатели Шугдэна произносят слова "вверение жизни", как будто это серьезнейший вопрос о каком-то отличии от остальной части Ваджраяны. Тем не менее, этот термин кажется слишком таинственным, только если рассматривать его вне контекста из обширных данных буддизма Ваджраяны. В ходе исследования, вверение жизни может быть обнаружено и по отношению ко многим другим Защитникам. Так же вверение жизни мало чем отличается от многих других разрешающих инициаций (rje gnang) даваемых для Йидамов, с несколькими отмечаемыми исключениями.

Точное происхождение вверения жизни, кажется неизвестно и возможно, что этот термин появился, чтобы стать популярным в определенное время и был использован вместо инициации rje gang. Казалось бы, что "вверение жизни" (srog gtad) и "наделение жизни" (srog dbang) используются как взаимозаменяемые. Хотя вверение жизни больше походит на последующее разрешающее инициирование (rje gnang), похоже, этот термин никогда не использовался применительно к Йидамам.

Вверение жизни не влечет за собой самопорождения, но видимо имеется непризнание этого факта Фон Брюком. Это, вероятно, краеугольный камень путаницы в исследовании Фон Бруком этого вопроса:

Медитативной практикой в отношении Йидамов является идентификация с божеством, которое возможно с полной капитуляцией или «вверением жизни» тела, речи и ума специальным посвящением. (CDI, 335).

[в той мере, как ученик сливается с энергией Шугдэна отождествелние с Шугдэном имеет место, и это противоречит подлинной традиции Гелуг. Здесь не может быть никакой инициации вверения жизни (srog gtad) применительно к Дхармапале, т.к. Дхармапала является мене значительным существом, не Йидамом. (CDI)]

Самопорождение и вверение жизни не одно и тоже, первый термин используется для описания самого отождествления с божеством во время практики, в то время как последний термин используется только в процессе инициации. Использование термина «капитуляция» также не нормативно в контексте Ваджраяны, и не имеет смысла ни в контексте инициации ни в последующей йоге Божества непосредственно.

В любом случае, можно найти ритуалы вверения жизни еще в 17 веке у Пятого Далай-ламы для Защитника Дордже Барва Тсел.

Дрейфус утверждает, что "Не просматривается, что эти церемонии практикуются в случае Защитников, таких как Нечунг, но я не смог получить четкую информацию по этому вопросу." (SA, 266).

Тем не менее, ритуал вверение жизни Нечунгу можно найти в собрании сочинений Тукена Дхармаваджры (1737-1802, bka' srung rgyal po sku lnga'i srog gtad bya tshul ches gsal ba). К 19 веку, вверение жизни можно найти в собрании сочинений разных мастеров Гелуг.

В собрание сочинений Чанглунг Пандита (1770-1845), можно найти вверение жизни к Пяти Воинам, связанным с секретной формой Хаягривы (rta mgrin yang gsang). Собрание сочинений Гендюна Даргье содержит ритуал вверение жизни для Сетрап Чена в соответствии с инструкциями его учителя Гоманг Тенпа Чоепела (1840-1907/8).

Различные ритуалы верения жизни для Защитников можно найти в собрании сочинений Ронгчен Кирти Лобсанг Тринли (1849-1904), в том числе и для Сетрап Чена и для Шугдэна. В частности, как уже упоминалось ранее, существовали различные ритуалы вверение жизни для Шугдэна, описанные Вангьял Ринченом (1741-1812) из монастыря Сера.

Ритуал вверения жизни также можно найти в других традициях. Он содержится в работах Джамгон Конгтрула, где вверение жизни относится к Тсиу Марпо (Gnod sbying ya ba rkya bdun), Четырехликому Махакале (ye shes mgon po gdong bzhi pa'i srog gtad) и другим защитникам. Вверение жизни можно найти и в ритуалах других Защитников, таких как Экаджати и ряду Махакал.

У некоторых может сложиться впечатление, что инициация вверения жизни является полным подчинением Защитнику, однако после изучения нескольких инициирующих ритуалов, становится очевидно, что это не так. Скорее, в приближении это напоминает разрешительную инициацию (rje gnang), связанную с йидамами. Есть пример из Пятого Далай-ламы, где инициация вверения жизни адресована Дордже Барва Тсел (lha chen rdo rje 'bar ba rtsal gyi srog gtad kyi rje gnang mu thi la'i 'phreng ba bzhugs so: 5DL, vol.22 pages 857-868). Она содержит одаривание аспектов защитника посредством Торма. Помимо этого, дары сопровождаются приказом (bka' bsgo) Защитнику, чтобы он защищал посвященного от вреда и демонов, и выполнял работу в его пользу, увеличивал процветание, достижения, и осуществлял Дхармическую деятельность для посвященного.

Посвящение, в целом, может повлечь за собой соблюдения определенных обетов (dam tshig). Но это является общей чертой буддизма Ваджраяны. В некоторых случаях это означает ежедневное чтение садханы. Применительно к Защитникам посвящение может повлечь ежемесячные исполнения ритуалов или торм, что очевидно является менее трудоемким по сравнению с ежедневной садханой. Например, вверение жизни Пяти Воинам, связанным с Хаягривой по Чанглунг Пандите гласит, что следует подносить Торма (mchod gtor) на ежемесячной основе.

Фон Брюк утверждает, что сомнение с вверением жизни Шугдэну имеет отношения к его онтологическому статусу, т.е. является ли он мирским божеством или нет. Он утверждает, что вверение жизни было бы целесообразно, только если Шугдэн является надмирным, а не мирским (CDI, 341). Тем не менее, такой спор уже давно породил бы проблемы с некоторыми другими защитниками из перечисленных выше. В частности, в конце вверения жизни Тукена Дхармаваджры для Пяти Царей, мы находим утверждение: "Хотя вы находитесь за пределами мира вы принимаете мирскую форму". (ЛВС, Vol. 7 страница 790). Это полностью соответствует онтологическому видению Шугдэна у Пабонки Ринпоче, так что нет ничего нового в том, что применял Пабонка Ринпоче, и что может вызвать обоснованное возражение по поводу наличия вверения жизни.

Фон Брюк также утверждает, что Шугдэн не упоминается в частности в наставлениях по посвящениям Тагпху, что означает, Шугдэн не из высокого класса божеств: В его "Тексты посвящений для практики провидческих учений", которые он получил от Лосанг Чокьи Вангчука (blo bzang chos kyi dbang phyug), есть наставления по Амитаюсу, Авалокитешваре, Ваджрапани, Таре и Гуру-йоге, и нет никакого упоминания о Шугдэне, потому что текст имеет дело с высокими тантрическими посвящениями. То, что Шугдэн не упоминается в этом контексте предполагает, что Тагпху считал, что божество не находится среди этого высокого класса божеств. (CDI, 339).

Однако этот аргумент является заблуждением со стороны фон Брюка, поскольку Тексты посвящений для 13 видений написаны предыдущим воплощением Тагпху, Лосанг Чокьи Вангчуком (1765-1792), что гораздо раньше воплощения Tагпху (Падмаваджры) Джампел Тенпай Нгодруп (1876-1935), который и был учителем Пабонки Ринпоче. Т.е. перечисленные инициации специфичны именно для видений Лосанг Чокьи Вангчука. Позже воплощение Тагпху получил эти посвящения своего предыдущего воплощения и передал их Пабонке Ринпоче. Пабонка Ринпоче никогда не утверждал, что раньше Тагпху Лосанг Чокьи Вангчук имел видение Шугдэна, скорее это происходило позже у Тагпху Джампел Тенпай Нгодруп, уже по просьбе Пабонки Ринпоче. Таким образом, Шугдэн не упоминается в текстах инициирования не из-за его онтологического статуса, а Шугдэн просто не входил в серию видений предыдущего воплощения Тагпху.

Вверение жизни для приобщения к защитнику напоминает последующие разрешающие инициации (rje gnang) к йидамам, но за исключением самопорождения (защитниками не йидамами). Кажется, что и нет никакой причины или известных исторических прецедентов начинать споры по термину вверение жизни, как делает фон Брюк. Мы обнаруживаем понятие вверение жизни в традиции Гелуг в период нескольких столетий. В частности, Нечунг считается прежде всего просветленным, но принявшим мирскую форму, аналогичного положения относительно Шугдэна придерживается Пабонка Ринпоче, Серконг Дордже Чанг и другие мастера. Пока не ясно, возникали ли споры, связанные с вверением жизни Нечунгу или нет, но было бы не справедливым делать исключение для одного Шугдэна. Кроме того, мы обнаружили, что ранее выдающейся мастер, предшествующий Пабонке Ринпоче, Серконг Дордже Чанг поднимал вопрос о вверении жизни Дордже Шугдэну и фактически рекомендовал его. По-видимому, проблема с вверением жизни была поднята только что бы внушить предубеждение к Пабонке Ринпоче.

 

Анализ в рамках Ваджраяны

 

Критики характеризуют практиков Шугдэна, как имеющих экстремальную преданность или как фундаменталистов, и из-за такого своего дефектного отношения эти приверженцы безрассудно отказываются бросить свою практику. Дрейфус заявляет: ясно, что эта практика способствует очень сильной преданности по отношению к божеству и соответственно к группе, которую это божество представляет (SA, 266). Однако, все те же основополагающие идеи и правила для этой практики аналогичны прочим практикам Ваджраяны. Хорошо известно, что сущностная догма в культуре Ваджраяны это держать свои обеты (sdom pa) и обязательствa (dam tshig), что может быть продемонстрировано на примере множества текстов.

Дже Цонкапы резюмировал это в виршах о пути Фундамент благих качеств (yon tan gzhi gyur ma), где говорит:

Обретя нелицемерную убежденность в том, что основой для двух достижений является сохранение чистых обетов (sdom pa) и обязательств (dam tshig). Я прошу вдохновения отстаивать их даже ценой своей жизни. (11)

Эта молитва читается ежедневно многими последователями традиции Гелуг. Он говорит, что лучше умереть, чем отказаться от своих обетов и обязательств. Должны ли мы предположить, что Дже Цонкапы сам был фундаменталистом? Из этого мы можем сделать вывод, что в основном русле доктрины Гелуг, для практиков Ваджраяны естественно боятся отказа от своих обязательств, тем более в ситуации, когда ни каких веских обоснований не было дано. Таким образом, преданность Шугдэну не основывается на том, что Дрейфус называет крайняя преданность к номинальным лидерам Гелуг Пабонке Ринпоче и Триджангу Ринпоче (SA, 267), а является соблюдением принципов давних устоев Ваджраяны.

Такая система очень разумна, так как поощряет учеников быть осмотрительными с тем, что они хотят на практике, прежде чем обратиться за посвящением. Таким образом, это система добровольных обязательств на индивидуальном уровне. Дрейфус утверждает, что Пабонка Ринпоче агрессивно продвигал Шугдэна как защитника Гелуг (SA, 254). Тем не менее, просьбы людей об этом посвящении зарегистрированы в биографиях Пабонки и Триджанга Ринпоче. Как и другие посвящения Ваджраяны, оно дается как выполнение просьб учеников. Кроме того, длинный ритуал, как пишет Пабонка Ринпоче, он создал по просьбе самого Шугдэна через оракула. Т.е. создание The Melodious Drum, не имело изначальной цели принудить учеников.

Существует также обвинение, что эта практика способствует преданности, но это еще одно положение характерное для Ваджраяны в целом. [Относительно "преданности группе"], существует важный обет не клеветать на Ваджрных братьев и сестер (rdo rje spun grogs). Понятие общности Ваджрные братья влечет за собой особые отношения и включает в себя тех, кто получил посвящение от одного мастера.

Кроме того, есть некоторые указания, что вверение жизни запрашивали отдельные области или группы и соответственно возможно их выделить. Мастера, представляющие различные учреждения и области, вероятно получали его. Оставляя в стороне вверение жизни, известно, что отдельные монастыри институализировали ритуалы Дордже Шугдэна, однако, это имеет место и с другими Защитниками, которым были поручены определенные функции в отдельных монастырях. Скорее, по иронии судьбы, введение запрета на Шугдэна начиная с 1978 года спровацировало усиление преданности, а группы, идентифицирующие себя как оплот практики, сформировались для того, чтобы противостоять тактике Далай-ламы.

*опубликовано с сокращениями

 


 

Источники:

• SA: Dreyfus, Georges (1998). The Shuk-den Affair: History and Nature of a Quarrel.Journal of the International Association of Buddhist Studies (JIABS), 21. 2, 227-270.

• BB1: Guru Deva Rinpoche, ed. (1984). 'Jam mgon Bstan srung rgyal chen Rdo rje shugs ldan rtsal gyi be bum: the collected rituals for performing all tasks through the propitiation of the great protective deity of Tsong-kha-pa, Manjusri reembodied, Rdo-rje-sugs-ldan. New Delhi.

• CDI: von Bruck, Michael (2001). Canonicity and Divine Interference in Dalmia, V., Malinar, A., and Christof, M. (2001). Charisma and Canon: Essays on the Religious History of the Indian Subcontinent. New Delhi: Oxford University Press.

• LCN: blo bzang chos kyi nyi ma (2000). 10 volume collected works of Tukwan Lobzang Chokyi Nyima (1737-1802). Lhasa: zhol par khang gsar pa.

• 5DL: ngag dbang blo bzang rgya mtsho (1991-1995). Collected Works of the Vth Dalai Lama. Gangtok: Sikkim Research Institute of Tibetology.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь Ганден Сумтселинг, Провинция Юньнань,

основан V Далай-ламой, в нем находятся два храма Шугдэна

 

 

 

 

Статуя Шугдэна в монастыре Ганден Сумтселинг

 

 

 

Храм Манжушри (слева) и храм Шугдэна (справа)

 

 

 

Статуи пяти форм Шугдэна в первом храме Шугдэна (кангтсен Чатренг)

 

 

 

Алтарь во втором храме Шугдэна (кангтсен Йанг Танг)

 

 

 

Сотни статуй Шугдэна (кангтсен Йанг Танг)

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале