ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Т р и н л е й  К е л с а н г

 

Нгаванг Кхедруп (1779-1838)

 

“Защитник Дхармы Дордже Шугдэн является эманацией, возникшей из всеведующей мудрости Панчен Cонам Драгпы”

 

Нгаванг Кхедруп (1779-1838) 1 родился в Монголии и еще ребенком пошел в Ургу, чтобы принять монашеские обеты. Он поступил в монастырь Таши Чопхеб, где изучил Прамана-вартику. Затем он отправился в Тибет и поступил в колледж Дрепунг Гоманг и изучил пять классических текстов. Наконец, он получил степень Рабджампа и возвратился в Монголию. Там в Урге, он и стал Великим Патриархом, и Император Даогуан дал ему титул Верховный Кхэнпо 2

Среди его преподавателей были Четвертый Богдо Геген Джецун Дампа, Восьмой Далай-лама и Второй Ретренг Ринпоче, ранний сторонник развития Шугдэна в традиции Гелуг. Относительно его собрания сочинений, TBRC утверждает: 3

Среди великих учителей монгольской традиции Гелугпа занимает место Нгагванг Кхедруп (1779-1838), аббат Колледжа Практики Хеваджара в Урге (теперь Улан-Батор). Подлинные пять томов были сделаны из набора печатных блоков Урги.

Интересно, что это свидетельствует о наличии колледжа Гелуг, посвященного практике Хеваджара, в Монголии уже в 19-ом столетии.

Письменные работы этого аббата охватывают широкий диапазон предметов, включая садханы, агиографии Джецун Дамп (Богдо Гегенов), Ламрим, а также текст, который рассматривает смерть, бардо и возрождение. 4

Нгаванг Кхедруп видимо чувствовал близкую связь с Буддой Майтрейей, так как садханы и восхваления ему, найдены во многих томах его собрания сочинений, включая описание к воздвигнутой им же статуи Майтрейи высотой более чем 120 футов (36.58 м.). Её можно было увидеть в конце 19-ого столетия, что нашло отражение в издании «Монголия и монголы»:5

Бурхан Майдари, из-за его размера и симметрии, может действительно быть оценен как один из шедевров китайского искусства. Божество изображено как сидящее на львином троне, и его высота от подножия до темени равняется монгольской крепости токхай… Бурхан отлит из латуни и покрыт толстым золочением. Его стороны - больше, чем вершок (4,45 см) в толщине и пустым пространством в нутри, как это принято в любом Бурхане, оно наполнено листами исписанными молитвами и в дополнение к этому, также содержит часть реликвий Цонкапы. Средства для литья Бурхана собирались по всей Монголии.

Его личная ассоциация с Дордже Шугдэном отмечена у Лобсанг Тамдина в введение (dkar chag) к посвященному Шугдэну be bum. Когда он учился в Лхасе, он был ложно обвинен в нарушении своего монашеского обета одним негодяем и пошел к оракулу Нечунга, в поисках совета как быть. Нечунг сказал, что только Шугдэн может различить между истинным и ложным по этому вопросу. Он пошел в [храм Шугдэна] Троде Кхангсар и довел эту проблему до Дордже Шугдэна. Вскоре она разрешилась и он вернулся в Монголию.6 В составе его произведений есть и краткая молитва (восхваления) истории жизни Сонам Драгпы: bsod nams grags pa'i rnam thar gsol 'debs.7 В ней говориться, что Защитник Дхармы Дордже Шугдэн является эманацией, возникшей из всеведующей мудрости Панчен Cонам Драгпы.

Как будет показано далее, ученик Ngag dbang mkhas grub (Нгаванг Кхедрупа) по имени Ngag dbang ye she thub bstan (Рабджампа Нгаванг Лобсанг) написал уже несколько ритуалов для Дордже Шугдэна и особенно важный текст включенный в его собрание сочинений, который цитировался многими мастерами Гелуг 20-го столетия. Таким образом, традиция Дордже Шугдэна возрастала из поколения в поколение в Монголии, достигнув высшей точки с Лобсанг Тамдином.

 


 

1 TBRC Person RID: P4699.

2 Chandra, Lokesh (1963). Materials for a History of Tibetan Literature. International Academy of Indian Culture: New Delhi. pp. 10-11.

3 TBRC Work RID: W16912.

4 Which has a often quoted statement that at the time of the clear light of death, ordinary beings generate the fright that they will be annihilated. Cited in several books, including Reflections on Reality by Jeffrey Hopkins, p. 25, University of California Press (2002).

5 Pozdneev (1971-1977), p. 61.

6 Lobsang Tamdin (1975), vol. X, pp. 399-400.

7 Guru Deva Rinpoche (1984), pp. 119-130.

 

 

 

 

 

 

 

Тханка: Дордже Шугдэн
Хлопковая основа, минеральный краситель на водной основе.
Регион не определен.
Приблизительно 18-й век.
Школа Гелуг.
Охваченный пламенем, Дордже Шугдэн верхом на белом снежном льве.
Он размахивает волнообразным мечом в правой руке и держит кровавое сердце, имеющее форму цветка.
Левой рукой придерживает кватангу с наконечником в форме крюка.
Зеленая, изрыгающая драгоценности, мангуста сидит на его предплечье.
Над головой Ваджрадхара, Зеленая Тара и Цонкапа.

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале