ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

 

Дордже Шугдэн в Сиккиме

 

Источник:

GS: Waddell, Laurence A. (1894). Lamaism in Sikhim in the Gazetteer of Sikhim. Calcutta: Bengal Secretariat Press.

Поиск ритуалов Дордже Шугдэна обнаруживает умилостивление Дордже Шугдэна в самых различных гималайских регионах, таких как Бутан, Непал и У-Цанг. До сих пор не было информации, что Дордже Шугдэн был известен и умилостивлялся так же в Сиккиме, уникальном буддийском королевстве сейчас являющимся частью Индии. Тем не менее, некоторые важные детали по этому вопросу можно найти в книге Лоуренса Уодделля (1854-1938) Lamaism in Sikkim. Уодделл был один из первых британских экспертов по Тибету и много путешествовал по Сиккиму в 1890-х годах. Lamaism in Sikkim был впервые опубликован в Gazetteer of Sikhim в 1894 году.

Тибетский буддизм является относительно новым в Сиккиме начиная с влияния [17-й век], оказанного Лхатсун Ченпо, ламой ньингма (GS, 248). Уодделл перечисляет три отдела школы Ньингма в Сиккиме с Лхатсунпа в качестве основной с главным монастырем Пемаянгце (Пемионгчи) (GS, 250). Пемаянгце был основан в 1705 году одним из реинкарнации Лхатсун Ченпо называемым Джигме Паво (P672). Уодделл также говорит, что вышестоящим для монастыря Пемаянгце был ньигмапанский монастырь Миндролинг в Тибете (GS, 252), и Пемаянгце рассматривается как стандарт, которому другие монастыри старались соответствовать (GS, 294). Это был один из двух монастырей Сиккима, которые имели полный Канжур и Танжур (GS, 291) и был одним из немногих учреждений, где в Сиккиме соблюдалось строгое безбрачие (GS, 302). Кроме того, ламы Пемаянгце имеют исключительные права, чтобы освящать Чогьяла [короля] Сиккима, что делает его наиболее важным монастырем в Сиккиме.

В исследовании храмов Сиккима Уодделл описывает, что одним из защитников врат Пемаянгце был Гьялпо Шугдэн. Уодделл добавляет, что он раньше был просветленным ламой Панчен Сонам Драгпой, который был ложно обвинен в греховной жизни, низложен и впоследствии принял форму Гьялпо Шугдэна (GS, 261).

Хотя эта ссылка является краткой и оставляет вопросы для более подробной информации, она является довольно значительной по нескольким причинам.

•  Если учитывать, что Пемаянгце подчинялся монастырю Миндролинг в Тибете, то это показывает, что организованной компании Ньингма против Шугдэна не было [т.е. на конец 19-го века].

•  Работа была опубликована в 1894 году и показывает, что уже в этот период Дордже Шугдэн определялся в континиуме Панчен Сонам Драгпы. Это важно, поскольку Дрейфус в Shuk-den Affair пытался исторически отделить этого ламу от Дордже Шугдэна, утверждая, что это Пабонка Ринпоче впоследствии сделал это объединение. Тем не менее, во время выхода этого издания Пабонка Ринпоче был еще подростком, и таким образом, это еще один источник, который оспаривает это утверждение.

 

В дополнение к материалу "Lamaism in Sikhim", можно указать на тханку 19-го века, которая иллюстративно подтверждает включение Шугдэна в ньингмапанский пантеон.

На представленной тханке центральная фигура - Дордже Шугдэна соответствует его классическому гневному образу и окружена большим количеством божеств как Иидамов, так и Дхармапал, практикуемых в линии, которой принадлежит эта тханка. Примечательно, что Шугдэн восседает на снежном льве, а не на черной лошади, как у ньингмапов Гьясумдо (см. "Дордже Шугдэн в Непале"). Прямо над головой Шугдэна находится фигура Падамасамбхавы символизирующая, что в данном случае Дхармапал защищает его традицию.

 

 

Вокруг Дордже Шугдэна изображены другие Дхармапалы: по правую руку ge sar rgyal po, по левую Дордже Легпа, линией ниже на львах желтый Дзамбхала и Пехар, далее Палден Лхамо, шестирукий Махакала, под ними Тсиу Марпо, go wa'i lha nga и Рахула.

 

Примечательно, что по описанию Уодделля в ньингмапанском монастыре Пемаянгце использовалась форма Шугдэна с коричневым лицом сидящая на белом слоне. Тем самым у ньингмапов обнаруживаются уже три формы Шугдэна на льве, слоне и лошади, которые находят соответствия среди пяти форм Шугдэна, используемых в Сакья и Гелуг.

 

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что те или иные практики Шугдэна попадали в учительские линии, формально принадлежащие к разным школам гималайского буддизма, в том числе и к Ньингмапам.

 



  • Waddell, Laurence A. (1894). Lamaism in Sikhim in the Gazetteer of Sikhim. Calcutta: Bengal Secretariat Press.

  • Mumford, Stan. Himalayan dialogue: Tibetan lamas and Gurung shamans in Nepal, p. 135. 135. Madison: University of Wisconsin Press, 1989.

  • Dorje Shugden History by Trinley Kalsang, 2008-2010

  • Тhangka: Dorje Shugden Riding a Lion (Tibetan Painting, The Jucker Collection)

     

     

     

     

  •  

     

     

     

     

     

    монастырь Пемаянгце

     

     

     

     

    ГЕЛУГ 

    Тулку Драгпа Гьялцен

    5-й Далай-лама

    Джая Пандита

    4-й Богдо Гэгэн

    Нгаванг Кхедруп

    Лама Нюнгне Еше Зангпо

    5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

    Сера Дже Драгри Тхайе

    Тричен Тенпа Рабгье

    Намкха Тенкьонг

    Рабджампа Нгаванг

    Трехор Кангсар Ринпоче

    8-й Богдо Гэгэн

    Серконг Дордже Чанг

    Кирти Ринпоче

    САКЬЯ 

    Морчен Кунга Лхандруб

    30 и 31-й Сакья Тризины

    33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

    39-й Сакья Тризин

    Ритуальный текст

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    КАГЬЮ 

    Друбванг Дреу Лхас

    Дхармараджа Бутана

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    НЬИНГМА 

    Шугдэн в Сиккиме

    Шугдэн в Непале