ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Т р и н л е й  К е л с а н г

 

Друбванг Дре'у Лхас (17-ое столетие)

 

“Быстрый и мощный защитник Буддадхармы и гневный и добродетельный”

 

Линия инкарнаций Дре'у Лхас была основана в монастыре Дре'у Лхас в области gNyal южного Тибета. Это специфический регион находится в lhun rtse rdzong около границы Бутана, спорная территория в 17-ом и 18-ом столетиях. Линия инкарнаций Дре'у Лхас начинается c такого великого мастера Другпа Кагью как Другпа Кюнле (1455-1529) из Бутана, кто был один из выдающихся подлинных безумных йогинов (myon pa), подобного другим чуждым условностям однако высоко чтимым просветленным мастерам типа Gtsang smyon Heruka (1452-1507) и Dbus smyon Kun dga ' bzang po (1458-1507) .1

Подобно Гаден Пходрангу, современное государство Бутан было сформировано как реакция на расширение империи Цинь, которая начала проявляться в 16-ом столетии. В истории бутанской нации её основатель, Шабдрунг Нгаванг Намгьял (Zhabdrung Ngawang Namgyal (1594-1651?), был признан как перевоплощение [4-го Гьялва Друкчена] Падмо Карпо (1527-1592), основоположника школы Другпа Кагью, 2 все же признание Нгаванга Намгьяла было оспорено другим соперником, который был поддержан правителем империи Цинь. 3 После попыток уладить этот спор дипломатией, Нгаванг Намгьял столкнулся с коварством империи Цинь и бежал в Бутан. Это решение было также вдохновлено видением и пророчествами его Дхармазащитника Махакалы в обличии ворона.

В Бутане, была уже сильная база поддержки Другпа Кагью, однако регион был разделен. Шабдрунг Нгаванг Намгьял преодолевал всевозможные разногласия, следуя не только по пути объединения региона, но также и непосредственно будучи вовлечен в защиту земель от трех вторжений империи Цинь. После того, как Пятый Далай-лама взял власть вслед за поражением империи Цинь от монголов, Гаден Пходранг продолжил вторжения в Бутан более трех раз.4 И все же Бутан, под руководством Нгаванга Намгьяла, побеждал армии тибетцев и монголов при каждой попытке. Подобно Тулку Драгпе Гиалцену, Бутан стал жертвой распространяющейся гегемонии Ганден Пходранга в Гималайском регионе. Согласно автобиографии Пятого Далай-ламы, регент bSod-nams-chos-'phel, который был, главным подстрекателем сопернечества против Тулку Драгпы Гиалцена и вероятной ключевой фигурой в его убийстве, заболел из-за его плохого обращения с Тулку Драгпой Гиалценом, тогда часто посещавшего монашеские землевладения (gzims khang gong) .5 bSod-nams-chos-'phel умер вскоре после этого в 1658 г. Кроме того как указывает биография Zhabdrung вероятно за смерть bSod-nams-chos-'phel, было ответственно бутанское колдовство, также как и за смерть его монгольского союзника Гушри Хана6. В любом случае, это иллюстрирует то, что молва, о безжалостной репутации bSod-nams-chos-'phel’s не ограничивалась только Тибетом непосредственно.

В течение эпохи, в которую Ганден Пходранг собирал в группировку лояльную аристократию через институт многочисленных линий воплощений по всему Тибету, 7 воплощение Дре'у Лхас оставался важным символом в приемственности Другпа Кагью, которая существовала тогда и в Тибете и в Бутане.

Признание линии перевоплощений Друкпа Кюнле, должно быть, началось приблизительно через столетие после его ухода, поскольку в списке реинкарнаций помещают его второе воплощение как жившее около 1650 г., с именем Друкпа Драгпа Гьялцен, который прожил только 25 лет. Этот период середины 17-ого столетия это - непосредственно время рождения Ганден Подранга, все же растущая тенденция институциализации перевоплощенческих линий, видимо, начинается на столетие раньше.

Третьим воплощением был Друбванг Тензин Зангпо, который родился в Лходранге и прожил 58 лет.8

Четвертое воплощение, Кунга Мигьюр Дордже (1721-1769), до сих пор очень известен как великий мастер Друкпы, и он также способствовал восстановлению дружественных отношений Тибета и Бутана в 18 веке. Отцом Кунга Мигьюр Дордже был знаменитый мастер Лелунг Жепа Дордже.9 Вскоре после его рождения, Бутан начал переживать внутренние расколы и произошла гражданская война (1729-1735), в которой Тибет поддержал одну из сторон и наконец с успехом осуществил вторжение. Все же этот инцидент привел к установлению более теплых отношений между Бутаном и Тибетом. В частности тибетский правитель Pho-lha-nas в дипломатическом акте способствовал взаимообменам между Другпа Кагью в Тибете и Бутане, для общей пользы. Ключевая фигура в этом процессе для тибетской стороны Другпы был Кунга Мигьюр Дордже. Работа Ардусси, посвященная этому восстановлению отношений, говорит о нем следующее: Это эклектичный религиозный мастер и фаворит двора 7-ого Далай Ламы, даровавшего ему имя, когда тот был ребенком. Таким образом, из-за его личного обаяния и легендарной славы ' Brug-pa Kun- legs и в Тибете и в Бутане, g. Yung-mgon-rdo-rje особенно подходил на роль духовного посредника. 10 Так он стал важным и доверенным представителем Тибета в потеплевших отношениях с Бутаном в 18-ом столетии. Когда он был приглашен посетить Бутан в 1739 г., сначала он не был встречен радушно публикой, не доверявшей тибетским планам, но к времени, когда он уезжал, его уже очень уважали. 11 Бутан послал с ним группу самых лучших студентов, которые закончили обучение в Дрепунге в 1740-1748.12 Кроме того, у Кунга Мигьюр Дорже было собрание сочинений из 12 томов13 , также он особенно известен из-за написания коллекции биографий тертонов (те, кто находят религиозные сокровища), известной под названием gter ston brgya rtsa'i chos 'byung. Он также был тертоном. 14 Среди его последователей можно назвать аббатов Друкпа Кагью с бутанской стороны, таких как kun dga ' rgya mtsho (1722-1772) и shAkya rin chen (1710-1759).

Самый ранний и наиболее важный из ритуалов Дордже Шугдэна называется rdo rje shugs ldan rtsal gyi gsol kha 'phrin las 'dod 'jo, или молитва Дордже Шугдэну Тсел: ”Предоставление всех Желательных Действий”. Согласно Серконгу Дордже Чангу (1856-1918): “ верхняя часть свитка [была написана], Королем Сидхов Дре'у Лхас па [Другпа Кагью] и нижняя часть выполнена Морченом (Кунга Лхандро)[Сакьяпа]”. Он заявляет, что эти мастера не вызывают сомнений и что их значительные работы имеют все достоинства, а их слова особенно святы.15

Фактически, обе половины этой работы неотделимы; часть Морчена начинается с покаяния, которое не ставиться без первоначального обращения, и т.д. написанного Дреу Лхас па. Наиболее вероятно, что она была написана третьим воплощением Дре'у Лхас, Друбвангом Тензин Зангпой, а не четвертым, поскольку последнему во время Морчена в 1728 г. было только семь лет. Кроме того, можно предположить, что Морчен Дордж Чанг начал умилостивлять Шугдэна уже в конце 1710-х годов, когда третье воплощение Дре'у Лхас вероятно все еще был жив.

Наравне с работой Серконга Дордже Чанга, которая так же включила этот ритуал, текст использовался в храме Шугдэна Троде Кхангсар в Лхасе и в его патронирующем монастыре Риво Чолинг в Лхока. Эта специфическая работа была также принесена в Монголию согласно Лобсангу Тамдину, когда оракул Сангпху Сетрап Чена был приглашен туда двумя монгольским ламами. Во время когда Оракул был вызван, он взял этот ритуал из коробки и дал его монаху 16, и позже он был включен в каталог Лобсанга Тамдина. 17

Часть, написанная Дре'у Лхас содержащая первую половину ритуала, описывает и призывает главную фигуру. Сопутствующие эманации упомянуты, но не описаны определенно как в части ритуала Морчена Дордже Чанга. В описании, Дордже Шугдэн упомянут как Владыка Смерти, но он не только символ, вызывающий первобытный трепет, но также описан как один наделенный властью безошибочно видеть (mngon sum pa) правильное и неправильное, что так же говориться в коротком тексте умилостивления Пятого Далай-ламы как о наличии способности судить о верном и неверном (legs nyes shan ‘bye).

Примечательно, в литературном контрасте, только в стихах ниже он призывается с намеками на Бодхисатву Сострадания Авалокитешвару, и с методами, которые он проявляет в мире - как Король Дхармы. Ритуал начинается с восхваления Тулку Драгпы Гиалцена:

Воплощение мудрости всех Победителей и силы сострадания,

Во времена вырождения проявляешься в форме духовного наставника,

Доктрины и существ единственное прибежище эманация тела [sprul pa'i sku],

В ногах Драгпы Гиялцена я простираюсь.

Этот ритуал выполняет некоторые предварительные мероприятия соответствующие Хаягриве (здесь без деталей), затем продолжает, следующее:

Также появляется в середине открытого, широкого пространства из слога tsa Король Дхармы, повелитель силы и волшебства, Дордже Шугдэн.

Описание главной фигуры включает следующее:

Носящий одежду отречения, облачен двумя верхними одеждами,

Величавый в позиции, проявляя заботу

Демонстрирует различные, гневные формы,

С одним лицом и двумя руками, зубы оскалены.

Его два пламенеющих глаза подобны огню в конце времен,

Его борода и брови мерцают темно-красным светом.

Он носит кожаную шляпу,

Его правая рука поднимает лезвие, а левая держит сердце.

Повелитель Смерти едет на различных верховых типа львов, лошадей, слонов, гаруд

И может пересекать четыре континента в мгновение ока.

Обращение:

Чистый, изначальной природы, свободный от алчности,

Непрерывный, спонтанный, вневременный, несотворенный,

Из океана недифиринцируемого блаженства,

Как отражение одинокой луны, пожалуйста прибудьте сюда.

Авалокитешвара -пространство для смирения,

Лангка, Земля краснолицих Ракшасов,

Защитник места, колеса Дхармы и храмов,

Эмананция короля Дхармы и свита пожалуйста прибудьте сюда.

Побеждающие орды врагов с волшебной силой,

Ради увеличения религиозной и мирской силы,

Приверженцев Дхармы Будды и особенно тайной мантры и ее последователей.

Пожалуйста прибудьте сюда.

Четыре основных великих эманации Военачальника,

Преобразовывающиеся в бесчисленные ужасные переиспускания,

Равные по числу зернам песка на земле,

Божественные существа и ваши свиты

Пожалуйста прибудьте сюда.

Все это сопровождается, подношением виршей, описывающих торму, состоящую из приблизительно четырех-пяти стихов, за которыми далее следуют стихи восхвалений:

Kye!

Быстрый и мощный защитник Буддадхармы

Всеподавляющее, устрашающее тело мандалы,

Подобно солнцу, освещающему коралловую гору,

Сияющий великолепием, одетый как отрекшийся [монах],

С одним лицом, и гневный и добродетельный.

Это восхваление продолжает повторять многие из описательных стихов, обнаруживаемых перед призыванием, включая стихи наделения полномочиями. Ритуал заканчивается стихами выполнения просьб (bskang ba) там, где начинается часть ритуала Морчена Дордже Чанга.

 


 

1 Smith (2001), p. 60.

2 Pema Karpo was the reincarnation of the founder of the Drukpa Kagyu school Tsangpa Gyarey Yeshe Dorje.

3 Ardussi (1999), p., 65.

4 1642, 1648, and 1656.

5 Yamaguchi (1995), p. 18.

6 Ardussi (1999), p. 66.

7 Smith (2001), p. 123.

8 A List of Recognized Reincarnations (made in about 1819 AD), input and adapted by Dan Martin.

9 TBRC Person RID: P533.

10 Ardussi (1999), pp. 72-73.

11 Ardussi (1999), p. 73.

12 Ardussi (1999), p. 73.

13 Martin (1997), p. 131.

14 TBRC: “described by the source as a recipient of dag snang visions and author of the gter ston brgya rtsa.”

15 Guru Deva Rinpoche (1984), p. 546.

16 Lobsang Tamdin (1975), vol. X, pp. 345-347.

17 Lobsang Tamdin (1975), vol. XIV, p. 402. The full ritual can be found in Guru Deva Rinpoche (1984), pp. 231-243.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале