ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непала

 

 

 

 

Кто такие почитатели Шугдэна?

 

 

Далай-лама 14-й: “На самом деле, раньше, я также был одним из них”1

 

 

Кто же такие эти «они»?

Практика Шугдэна передавалась в различных учительских линиях в Тибете около 350 лет.

Известно, что храмы Шугдэна в Лхасе и Дол, а так же оракулы Шугдэна, жившие в различных монастырях, благополучно действовали в период правления восьми Далай-лам.

На момент ухода 14-го Далай-ламы в Индию, статуи Шугдэна стояли во всех основных монастырях Гелугпы, таких как Ганден и Сера и др., включая монастырь Панчен-лам Ташилунпо. Принимая во внимание, что монастырь Гаден, является резиденцией главы Гелугпы, очевидно, что Шугдэн получал одобрение на самом высшем уровне гелугпинской иерархии.

Сам 14-й Далай-лама практиковал Дордже Шугдэна двадцать лет (”С 1951 до начала 70-х годов”)2

Посвящение в его практику, он получил от своего коренного гуру Триджанга Ринпоче. Оба его коренных учителя были непосредственными учениками, пожалуй, самого известного гелугпинского мастера 20 века Пабонки Ринпоче.

Далай-лама так характеризует его:

Что касается Кьябдже Пабонка, он действительно, как реальный Херука. Он - Владыка Чакрасамвара, Отец и мать; Он - Владыка Ламрима и воспитания ума. Это действительно удивительно. Это неправильно, что некоторые критикуют его.3

В линии Пабонки, Шугдэн традиционно практиковался как эманация Манжушри.

Так, Дагпо Келсанг Кхедруб получил эту линию приемственности от Келсанга Тензина, и Келсанг Кхедруб передал её Дагпо Джампэл Лхандрабу, который в свою очередь передал её Пабонке Ринпоче.4 Так Далай-лама оказывается практиком Шугдэна уже в шестом поколении своей учительской линии.

 

А что же другие ламы в Гелуг?

”Когда тибетцы ушли в изгнание несколько лам, таких как Триджанг Ринпоче, Сонг Ринпоче и другие, многие из них связанные с монастырем Ганден Шарце, принесли практику Шугдэна с собой. Особенно Сонг Ринпоче, будучи учеником Триджанга Ринпоче, занимался этой практикой и передал её многим ученикам, сначала в Букса Дьюара (Северная Индия), а позже в Южной Индии.

Тем не менее, необходимо отметить, что большинство лам, которые получили это посвящение были почитателями Шугдэна задолго до этого, и очевидно, что эта практика была широко распространена, по крайней мере, два или три поколения. Так было не только в Непале, как уже упоминалось, но и в других районах Южных Гималаев, таких как Ладак и Спити.” (Prof. Dr. Michael von Bruck “The Tulkus and the Shugden-Controversy” Centre for Religious Studies  Ludwig-Maximilians-University Munich)

 

Далай-лама и его коренные учителя Линг и Триджанг Ринпоче

 

Именно два коренных учителя Далай-ламы: 3-й Триджанг Ринпоче (реинкарнация 2-х Гаден Трип) и Линг Ринпоче (97-й Ганден Трипа, Глава Гелугпы) взяли на себя ответственность за восстановление институтов Гелуг в изгнании.

В результате в первую очередь были построены ряд монастырей, заменяющих главные монастыри традиции, оставленные в Тибете.

Статуи Шугдэна, как прежде, были установлены во внутрихрамовых часовнях и пуджи ему проводились на регулярной основе. Так же в главном монастыре Гелуг - Гандене находилась объемная мандала Шугдэна, а в монастыре Сера небольшой персональный храм [здесь речь идет о дублирующих монастырях в Индии]. Наличие мандала очень примечательный факт, так как мирские божества не имеют мандала.

Линг Ринпоче написал ритуал в котором поставил Шугдэна в ряду из пяти главных гелугпинских защитников: Махакала, Дхармараджа, Палден Лхамо, Вайшравана, Дордже Шугдэн. (Jam mgon rgyal ba'i bstan srung rdo rje shugs ldan gyi 'phrin bcol phyogs bsdus bzhugs so. Bylakuppe, India: Ser smad gsung rab 'phrul spar khang (1992), pp. 63-69.)

Триджангом Ринпоче написана, пожалуй, самая объемная работа ”Music Delighting the Ocean of Protectors”, основанная на работах Пабонки Ринпоче, наставлениях учителей линии и исторических материалах, где рассматриваются все аспекты Дхармапалы Шугдэна.

Далай-лама так описывает первоначальную ситуацию с Шугдэном в сообществе в изгнании:

"Ныне, что осталось от тех монахов, когда мы пришли в изгнание, и они собрались в Букса?

Ну, это было очень грустно, это были просто последние остатки того, что было раньше.

В то время, хотя бы Ген Пема Гьялцен5 был тот, кто действительно выделялся как человек, который взял дело в свои руки. Даже с точки зрения его подхода к Долгьялу [Шугдэну], например. В течение некоторого времени он был только один - одинокий голос против почитания [Шугдэна]. Даже я был вовлечен в умилостивление [Шугдэна] в то время. Действительно Линг Ринпоче выполнял формально [ритуалы для Шугдэна], но в реальности, его участие было вынужденным. (?)

Что касается причастности Триджанга Ринпоче, это был особый случай, личной практики и Сонг Ринпоче принимал аналогичное участие." (Speech by His Holiness the 14th Dalai Lama to the Second Gelug Conference, Dharamsala, 6 December 2000)

Интересен факт, что Далай-лама упоминает только одного гелугпинского ламу в изгнании отрицательно настроенного к Шугдэну. Видимо в учительской линии Пема Гьялцена, Шугдэн не передавался, и один абзац в работе Триджанга Ринпоче ”Music Delighting the Ocean of Protectors” явно имеет такого адресата: "Некоторые, кто подпадал под влияние демона пристрастности, думают и говорят, что это высшее божество, великая эманация Дхармапала [Шугдэн], ни чем не отличается от обычного духа, Гьялпо или Цен. Не принимая во внимание, что на него полагаются как на защитника, они высмеивают тех, кто так делает. И есть такие, кто серьезно повторяет эти заявления, не зная ничего об этом. Соответственно весь этот разговор - только спекулятивная болтовня [babbling]".6

 

Триджанг Ринпоче и Панчен-лама

10-й Панчен-лама

Наиболее известным тибетским иерархом оставшимся в Тибете после 1959 года был 10-й Панчен-лама Лобсанг Тринле Чокьи Гьялцен. По мере сил он пытался смягчать политику Пекина в отношении тибетцев.

Кроме того, Панчен-лама был опытным мастером Сутры и Тантры, он писал работы включавшие садханы c комментариями, которые до сих пор широко используются в Тибете. В одном таком сочинении есть ритуал умилостивления защитника Дордже Шугдэна.

В Предисловии к этому тексту говорится, что поводом к написанию ритуала послужила установка нового изображения пяти форм Дордже Шугдэна. Ачарья Лобсанг Джангчуб и Панчен Ринпоче пришли к выводу, что существует необходимость иметь более короткую версию молитвы для побуждения к активности этого Защитника.

Панчен Ринпоче написал сокращенную форму кангсо Дордже Шугдэна по просьбе Ачарьи Лобсанг Джангчуб и назвал его "Защитник приемственности Манжунатхи (Цонкапы) Дордже Шугдэн и пять гневных форм, умилостивление, исповедальные молитвы и выполнение ритуалов" или для краткости "Мелодичные звуки Исполнения четырех действий". Текст был составлен в резиденции Ташилунпо в зале Ясного света и блаженства. Панчен Ринпоче также отметил, что он был наполнен счастья и блаженства на протяжении его написания.

Панчен-лама составляет восхваление Дордже Шугдэна с первой гласной буквы каждого стиха. Такая композиция обнаруживается только в восхвалениях старших Защитников, таких как Палден Лхамо и Каларупа.

Панчен Ринпоче подписался в конце композиции своим официальным именем, а также своим именем рукоположения Тензин Тринлей Джигме Чодже Вангчук.

 



1 from the Dalai Lama’s talk at Lehigh University in July 2008

2 from the Dalai Lama’s talk at Lehigh University in July 2008

3 On 1st September 2010 Dalai Lama gave a talk at Sera Mey monastery in southern India that was broadcast on Voice of Tibet Radio, a mouthpiece of the Tibetan government in exile.

4 Among Shugden Texts: A Recovered History by Trinley Kalsang

5 настоятель монастыря Дрепунг Лоселинг

6 Music Delighting the Ocean of Protectors by Trijang Rinpoche

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Монастырь Ташилунпо, резиденция Панчен-лам, Тибет

 

 

 

 

 


Объемная мандала Шугдэна в монастыре Ташилунпо

 


Статуя Шугдэна в монастыре Ташилунпо

 

 

 

 

 


Храм Шугдэна в монастыре Ташилунпо

 

 

 

 

 

 


Статуя Шугдэна в монастыре Ганден

 


Статуя Шугдэна в монастыре Сера

 

 

 

 


Монастырь Ганден, резиденция Ганден Трип, Тибет

 

 

 

 


Храм Шугдэна в монастыре Ганден

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале