|
Далай-лама 14-й: “На самом деле, раньше, я также был одним из них”1
Кто же такие эти «они»?
Практика Шугдэна передавалась в различных учительских линиях в Тибете около 350 лет.
Известно, что храмы Шугдэна в Лхасе и Дол, а так же оракулы Шугдэна, жившие в различных монастырях, благополучно действовали в период
правления восьми Далай-лам.
На момент ухода 14-го Далай-ламы в Индию, статуи Шугдэна стояли во всех основных монастырях Гелугпы, таких как Ганден и Сера и др., включая
монастырь Панчен-лам Ташилунпо. Принимая во внимание, что монастырь Гаден, является резиденцией главы Гелугпы, очевидно, что Шугдэн получал
одобрение на самом высшем уровне гелугпинской иерархии.
Сам 14-й Далай-лама практиковал Дордже Шугдэна двадцать лет (”С 1951 до начала 70-х годов”)2
Посвящение в его практику, он получил от своего коренного гуру Триджанга Ринпоче. Оба его коренных учителя были непосредственными учениками,
пожалуй, самого известного гелугпинского мастера 20 века Пабонки Ринпоче.
Далай-лама так характеризует его:
Что касается Кьябдже Пабонка, он действительно, как реальный Херука. Он - Владыка Чакрасамвара, Отец и мать; Он - Владыка Ламрима и
воспитания ума. Это действительно удивительно. Это неправильно, что некоторые критикуют его.3
В линии Пабонки, Шугдэн традиционно практиковался как эманация Манжушри.
Так, Дагпо Келсанг Кхедруб получил эту линию приемственности от Келсанга Тензина, и Келсанг Кхедруб передал её Дагпо Джампэл Лхандрабу,
который в свою очередь передал её Пабонке Ринпоче.4
Так Далай-лама оказывается практиком Шугдэна уже в шестом поколении своей учительской линии.
А что же другие ламы в Гелуг?
”Когда тибетцы ушли в изгнание несколько лам, таких как Триджанг Ринпоче, Сонг Ринпоче и другие, многие из них связанные с монастырем Ганден
Шарце, принесли практику Шугдэна с собой. Особенно Сонг Ринпоче, будучи учеником Триджанга Ринпоче, занимался этой практикой и передал её многим
ученикам, сначала в Букса Дьюара (Северная Индия), а позже в Южной Индии.
Тем не менее, необходимо отметить, что большинство лам, которые получили это посвящение были почитателями Шугдэна задолго до этого, и
очевидно, что эта практика была широко распространена, по крайней мере, два или три поколения. Так было не только в Непале, как уже
упоминалось, но и в других районах Южных Гималаев, таких как Ладак и Спити.”
(Prof. Dr. Michael von Bruck “The Tulkus and the Shugden-Controversy” Centre for Religious Studies Ludwig-Maximilians-University Munich)
Далай-лама и его коренные учителя Линг и Триджанг Ринпоче
Именно два коренных учителя Далай-ламы: 3-й Триджанг Ринпоче (реинкарнация 2-х Гаден Трип) и Линг Ринпоче (97-й Ганден Трипа, Глава Гелугпы)
взяли на себя ответственность за восстановление институтов Гелуг в изгнании.
В результате в первую очередь были построены ряд монастырей, заменяющих главные монастыри традиции, оставленные в Тибете.
Статуи Шугдэна, как прежде, были установлены во внутрихрамовых часовнях и пуджи ему проводились на регулярной основе. Так же в главном
монастыре Гелуг - Гандене находилась объемная мандала Шугдэна, а в монастыре Сера небольшой персональный храм [здесь речь идет о дублирующих монастырях в Индии].
Наличие мандала очень примечательный факт, так как мирские божества не имеют мандала.
Линг Ринпоче написал ритуал в котором поставил Шугдэна в ряду из пяти главных гелугпинских защитников: Махакала, Дхармараджа, Палден Лхамо,
Вайшравана, Дордже Шугдэн. (Jam mgon rgyal ba'i bstan srung rdo rje shugs ldan gyi 'phrin bcol phyogs bsdus bzhugs so. Bylakuppe,
India: Ser smad gsung rab 'phrul spar khang (1992), pp. 63-69.)
Триджангом Ринпоче написана, пожалуй, самая объемная работа ”Music Delighting the Ocean of Protectors”, основанная на работах Пабонки Ринпоче,
наставлениях учителей линии и исторических материалах, где рассматриваются все аспекты Дхармапалы Шугдэна.
Далай-лама так описывает первоначальную ситуацию с Шугдэном в сообществе в изгнании:
"Ныне, что осталось от тех монахов, когда мы пришли в изгнание, и они собрались в Букса?
Ну, это было очень грустно, это были просто последние остатки того, что было раньше.
В то время, хотя бы Ген Пема Гьялцен5 был тот, кто действительно выделялся как человек, который взял дело в свои руки. Даже с точки зрения
его подхода к Долгьялу [Шугдэну], например. В течение некоторого времени он был только один - одинокий голос против почитания [Шугдэна].
Даже я был вовлечен в умилостивление [Шугдэна] в то время. Действительно Линг Ринпоче выполнял формально [ритуалы для Шугдэна],
но в реальности, его участие было вынужденным. (?)
Что касается причастности Триджанга Ринпоче, это был особый случай, личной практики и Сонг Ринпоче принимал аналогичное участие."
(Speech by His Holiness the 14th Dalai Lama to the Second Gelug Conference, Dharamsala, 6 December 2000)
Интересен факт, что Далай-лама упоминает только одного гелугпинского ламу в изгнании отрицательно настроенного к Шугдэну. Видимо в
учительской линии Пема Гьялцена, Шугдэн не передавался, и один абзац в работе Триджанга Ринпоче ”Music Delighting the Ocean of Protectors” явно
имеет такого адресата: "Некоторые, кто подпадал под влияние демона пристрастности, думают и говорят, что это высшее божество, великая эманация
Дхармапала [Шугдэн], ни чем не отличается от обычного духа, Гьялпо или Цен. Не принимая во внимание, что на него полагаются как на защитника, они
высмеивают тех, кто так делает. И есть такие, кто серьезно повторяет эти заявления, не зная ничего об этом. Соответственно весь этот
разговор - только спекулятивная болтовня [babbling]".6
|
|
Триджанг Ринпоче и Панчен-лама
|
10-й Панчен-лама
Наиболее известным тибетским иерархом оставшимся в Тибете после 1959 года был
10-й Панчен-лама Лобсанг Тринле Чокьи Гьялцен. По мере сил он пытался смягчать политику Пекина в отношении тибетцев.
Кроме того, Панчен-лама был опытным мастером Сутры и Тантры, он писал работы включавшие садханы c комментариями,
которые до сих пор широко используются в Тибете.
В одном таком сочинении есть ритуал умилостивления защитника Дордже Шугдэна.
В Предисловии к этому тексту говорится, что поводом к написанию ритуала послужила установка нового изображения пяти форм Дордже Шугдэна.
Ачарья Лобсанг Джангчуб и Панчен Ринпоче пришли к выводу, что существует необходимость иметь более короткую версию молитвы для побуждения к активности этого Защитника.
Панчен Ринпоче написал сокращенную форму кангсо Дордже Шугдэна по просьбе Ачарьи Лобсанг Джангчуб
и назвал его "Защитник приемственности Манжунатхи (Цонкапы) Дордже Шугдэн и пять гневных форм, умилостивление,
исповедальные молитвы и выполнение ритуалов" или для краткости "Мелодичные звуки Исполнения четырех действий".
Текст был составлен в резиденции Ташилунпо в зале Ясного света и блаженства.
Панчен Ринпоче также отметил, что он был наполнен счастья и блаженства на протяжении его написания.
Панчен-лама составляет восхваление Дордже Шугдэна с первой гласной буквы каждого стиха. Такая композиция обнаруживается только в восхвалениях старших Защитников, таких как Палден Лхамо и Каларупа.
Панчен Ринпоче подписался в конце композиции своим официальным именем, а также своим именем рукоположения Тензин Тринлей Джигме Чодже Вангчук.
1 from the Dalai Lama’s talk at Lehigh University in July 2008
2 from the Dalai Lama’s talk at Lehigh University in July 2008
3 On 1st September 2010 Dalai Lama gave a talk at Sera Mey monastery in southern India that was broadcast on Voice of Tibet Radio,
a mouthpiece of the Tibetan government in exile.
4 Among Shugden Texts: A Recovered History by Trinley Kalsang
5 настоятель монастыря Дрепунг Лоселинг
6 Music Delighting the Ocean of Protectors by Trijang Rinpoche
| |