ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Исторические обоснования гонений на почитателей Шугдэна

 

“Три Ринпоче, призвав Чогьяла, фактически убил тех, кто плохо себя вели”

 

Пурчок Нгаванг Джампа (1682-1762)

 

В своем выступлении, ”Speech to an audience dominated by Tibetans from Tibet on 27 March 2006 during the Spring Teachings”, Далай-лама говорит:

 

”когда я изучал работы святых снежной земли Тибета, отражающих не только знания и мудрость в целом, а конкретно приверженцев конфессии Гелуг в то время, я наткнулся на содержание работы Пурчок Нгаванг Джампа по истории трех мест обучения Гелуг, касающейся Гандена. Эта работа фиксирует информацию об ограничениях на Долгьяла”

 

В другом выступлении Далай-лама решился привести цитату из упомянутого источника:

 

Таким образом, в то время, когда Дже (Цонкапа) сам был жив, кроме тех, Дхарма защитников, которые связаны клятвой и упоминаются в самих тантрах, нет объектов для умилостивления или искания помощи вредных отрицательных мирских духов, которые бы проявляли свой гнев даже по очень незначительным вопросам, [и] когда-либо вводились в помещения этого монашеского места (т.е. монастыря Ганден). В результате, все члены сообщества, как ламы и ученики жили в гармонии, а традиция учения и практики процветала. Даже курган духа на родине Цонкапы (Jhowo-Chhing-kar) был размещен за пределами монастыря. Однако, в настоящее время многие люди, которые считают себя последователями Цонкапы, и кто принимает три одежды полностью посвященных буддийских монахов, идут на прибежище в призрачных духах. Они должны будут оказаться перед последствием из больших бед. (A talk on Dolgyal by H.H. the Dalai Lama during the course of religious teachings in Dharamsala, October 1997)

 

Эту цитату Далай-лама характеризует как информацию об ограничениях Долгьяла, который даже не упоминается.

 

54-й Ганден Трипа Тричен Нгаванг Чогден (1677–1751)

 

В том же докладе (A talk on Dolgyal by HH the Dalai Lama during the course of religious teachings in Dharamsala, October 1997) Далай-лама дает еще одну историческую ссылку со своими комментариями:

 

«Прежде, некоторые Держатели Трона Ганден (главы Гелугпы) умилостивляли Долгьяла, и неблагоприятные события имели место. Поэтому, Тричен Дордж Чанг (Нгаванг Чогден) (ДЛ: здесь очень ясно говориться, что дух был Долгьялом), разрушил его изображения (?) и т.п. и изгнал его из пределов монастыря.» «Это - то, что мы находим на странице 67 биографии Тричен Нгаванг Чогдена, составленного Чангкья:


”Ранее, очень порочный и злой дух (ДЛ: определенно не заявлено, что дух - Долгьял, но это ясно [далее] из биографии составленной Чангкья, что дух относится к – Долгьялу, так же это относится к времени, когда Тричен Нгаванг Чокден был Держатель трона Ганден) овладел человеком в Драгсеп. Некоторые неустойчивые ламы, прежние настоятели монастырей и монашеские общежития (кангцены) делали практику к нему, просто призывая и умилостивляя его. Курган [lab rtse] для призыва духа также был установлен на вершине горы Янгтсе. Учитывая насколько несоответствующим был такой поворот событий, он выпустил указ на собрании монахов, что, т.к. не было никакой традиции умилостивления мирских духов и защитников в пределах территории этого места обучения начиная со времени Дже Цонкапы, впредь никому не будут позволено заниматься такой деятельностью. Курган был снесен (ДЛ: это очень ясно говориться в биографии Чангкья) и камни и земля были возвращены в места из которых они были принесены. Дух был призван через медиума в трансе и [ему] было приказано не проникать через подобные трансы [медиума] впредь. Долгьял ответил, ”если это - приказ Три Ринпоче, я не имею никакого выбора, кроме как уйти”. Тогда, призрачный дух сбежал в Taктсe Шол. Сам Дже (Тричен Нгаванг Чогден) ушел в ретрит. Он взял за правило декламировать молитву к Дхармарадже (Ямантака), составленную Всезнающим Гедун Гьяцо (вторым Далай Ламой) в Главном Зале Гандена.

Из-за гнева Дхармараджы [Ямантаки] ламы и прежние настоятели, кто умилостивляли духа, были убиты, и монашеские общежития также перенесли много бед. В последствии такие преступления полностью прекратились и действие, которое было предпринято, стало превосходным побуждением чтобы поддерживать чистоту монастыря.”

 

ДЛ: Этот рассказ упомянут в биографии Тричена (Нгаванг Чогдена) составленной Чангкья Ролпай Дордже, который может быть найден среди Собрания сочинений Чангкья. Там в конце ясно заявлено, что этот рассказ относится к Долгьялу.»

 

H. Гасснер, бывший переводчик Далай-ламы в своем выступлении “Dalai Lama – Dorje Shugden” (speech by Helmut Gassner Friedrich-Naumann-Foundation Hamburg, on March 26th 1999) выразил общее недоумение по поводу этого источника:

"С 1996 года Его Святейшество привел имена Тричен Нгаванг Чогдена и Чангкья Ролпаи Дордже как содержащие запрет Дордже Шугдэна. Он ссылается на одно место в биографии Чангкья составленное мастером Тукеном, в котором Тричен Нгаванг Чогден будто бы удалил Дордже Шугдэна из монастыря Ганден. При более внимательном анализе, однако, представляется, что в оригинале Чангкья истории о Тричен Нгаванг Чогдене, к которой и обращается Тукен, Дордже Шугдэн вовсе не упоминается, а вместо этого говорится о местном духе".

Признаной реинкарнацией Тричен Нгаванг Чогдена называли Тричен Тенпа Рабгье, геше лхарампу из монастыря Сера.

Тенпа Рабгье был известный практикующий Дордже Шугдэна написавший его ритуалы, в которых тот призывается из "мудрости Дхармакайя". (см. Тричен Тенпа Рабгье)  Т.е. следующее воплощение Тричен Нгаванг Чогдена, якобы изгонявшего Долгьяла-Шугдэна, конкретно определяет этого Шугдэна как надмирного Дхармапалу.

Так же Тенпа Рабгье стал учителем Чанкья Еше Тенпаи Гьялцена, инкарнации Чанкья Ролпай Дордже.

 

Так на что же ссылается 14-й Далай-лама?

 

Ответ можно найти в работе «Condemned to Silence A Tibetan Identity Crisis», 1999, автор Урсула Бернис.

Инцидент, к которому он [Далай-лама] обращается, рассказан в биографии Тричен Нгаванг Чогдена написанной Чангья. Здесь необходима точная цитата текста:

 

Злой дух монаха (rgyal .'gong) из Драгсоб (brag.sob), который призывался неким активным Ламой, отставленым от монашества (bla.zur) и Камцена в Гадене. Они [участники поклонения] построили придорожную святыню для этого духа на пути [ритуального] обхода Ганден. Тричен Нгованг Чогден объявил это неприемлемым. Он сказал, что со времени Дже Цонкапы и его учеников никакому мирскому духу не поклонялись в его монастыре [Ганден] и что в будущем это также не будут разрешать. Когда тот дух был призван через оракула, он сказал, что после того как Тричэн Ринпоче [глава Гелугпы] сказал это, он не имеет никакого выбора, кроме как уйти, он извинился и отбыл в Taktse-Shol. Лама покинувший свою монашескую службу, который полагался на того злого духа, вскоре умер, по причине наказания Каларупы [Ямантаки].

 

В этом отрывке нет никакого упоминания Дордже Шугдэна. Более того, злой дух монаха (rgyal .'gong) был сохранен для почитания как местное божество (Taktse Gyalpo) в месте, откуда он прибыл.1

И тот же самый инцидент упомянут мастером Тукеном (Tib.: thu'u-bkwan (1737-1802) в биографии Чангья. См. Собрание сочинений Thu'u-bkwan Blo-bzang-chos-kyi-nyi-ma, том 1 (Ka), отредактированное и воспроизведенное Нгавангом Гелек Демо со введением E. Гене Смита, 1972 г. Дели,).

 

Здесь: отставной лама, bla.zur,

заменен на отставных Держателей Трона, khri.zur, во множественном числе;

злой дух монаха, rgyal .'gong,

заменен на Долгьял (dol rgyal);

и Тричен Нгаванг Чогден

заменен на Тричен Дордже Чанг.

 

Далай-лама обращается к этой версии Тукена, а не к оригиналу Чангкья.

Из-за грамматических ошибок специалисты в тибетском полагают, что блоки этого текста [Тукена] подделали перед печатью [”отредактированной” публикации 1972 года].

 

***

Видимо именно эта публикация 1972 г. положила начало заговора против Шугдэна и не осталась без реакции. В 1973 вышла работа Земея Ринпоче, получившая известность как ”Желтая Книга”, где перечисляются истории различных Ринпоче с печальной судьбой, которых якобы наказал Шугдэн за отход от учения Цонкапы. Впрочем современные почитатели Шугдэна дистанцируются от этой книги, считая её набором суеверий, которые вероятно имели место в тибетской среде.

Действительно в Желтой книге имеются очевидные несуразности, например, там упоминается бывший Регент Тибета Ретинг Ринпоче, который известен тем, что выбрал 14-го Далай-ламу.

Он попытался вернуть себе власть над Тибетом, сплел заговор против действовавшего Регента - Тактры, но был разоблачен и, вскоре после ареста, умер или более вероятно убит в тюрьме. Вряд ли печальное последствие его собственных коварных действий в борьбе за власть, можно отнести к каре Шугдэна по религиозным мотивам.

Из всей истории видно, как стороны противостояния пытались запугать паству, одни гневом Ямантаки, который может убить за почитание Шугдэна, другие местью Шугдэна за отход от учения Цонкапы. Вся эта война становиться еще более абсурдной, учитывая факт почитания Шугдэна в разных традициях, и скорее всего была вызвана политическими причинами.


Регент Ретинг Ринпоче

 

 

Сам Далай-лама 14-й считает приводимые им цитаты важным историческим прецедентом, обосновывающим использование им своей власти для подавления практики Шугдэна:

 

«Исторические записи описывают необычайно ясно, что традиция поклонения им [духам] в помещениях монастыря Ганден было ограничено и вне закона. Поэтому общеизвестно, что мы не ограничиваем почитание Долгьяла, или вынесли на обсуждение до сих пор несуществующее имя Долгьяла, совершенно из неоткуда, а, скорее, имеется исторический прецедент для наших действий начиная с того периода.»

И далее:

«Как бы Перчок Нгаванг Джампа не был обеспокоен, он не был Держателем трона Ганден, и не мог ничего сделать, кроме как жаловаться. Принимая во внимание, что Тричен Нгаванг Чогден был и Держатель трона Ганден (Глава Гелугпы) и наставник 7-го Далай-ламы, он использовал свою власть, чтобы запретить практику умилостивления негативного мирского духа и приказал разрушить храмы (?) для умилостивления таких духов.

Кроме того, слова текста весьма ясно показывают, что Три Ринпоче, призвав Чогьяла (Ямантаку), фактически убил тех, кто плохо себя вели. Это все относится к Долгьялу, и может быть установлено записями, обнаруженными в тексте Чангья Ролпай Дордже.»

(A talk on Dolgyal by H.H. the Dalai Lama during the course of religious teachings in Dharamsala, October 1997)

 

В доклад по теме Шугдэна Далай-лама вставляет рассказ о карающих действиях Ямантаки, подтверждая, что это вполне соответствует тибетским представлениям.

 

«В Ньингма они используют название "звероголовый защитник". Например, существует рассказ про Алак Джигме Самтена. В период его жизни в Ребгонге в Амдо была история некоторых практиков мантры, сеющих против других колдовство. Алак Джигме Самтен решил делать ритуал круга защиты Ямантаки. Там был некто называемый Ронгпо Ребгонг Гьяву, кто был оппозиционно настроен в отношении Гелуг и насылал колдовство. Во время, что Алак медитировал на мандалу Ямантаки, один из учеников Ронгпо Ребгонг Гьяву видел сон. В нем присутствовал Лама, который ехал на лошади. Он носил шляпу. Но пока он двигался, налетела ворона и сорвала с него шляпу. Ученик пересказал это видение своему учителю. Тот ответил, "Хмм, Гелугпы насылают колдовство. Но они не смогут подчинить Гонпо Пхулунг. Так или иначе, звероголовый защитник, которого они завербовали, не будет состязаться со мной". Однако вероятно он неверно оценил ситуацию и защитник навредил ему, потому что вскоре после этого, он нашел свой несвоевременный конец».

(Speech by His Holiness the 14th Dalai Lama to the Second Gelug Conference (Dharamsala, 6 December 2000))

 

Дональд Лопез в книге «Узники Шангри-Ла» пишет, что тибетцы быстро поняли, что их религия могла бы экспортироваться и перепаковали ее так, чтобы она могла подойти Западной аудитории. Тибетский Буддизм был сделан вкусным, в нем были приуменьшины тайные элементы и выделены гуманистические, рациональные и универсальные темы» ("Prisoners of Shangri-La" р. 185, 200).

По-видимому в последние десятилетия тема Шугдэна приобретает особую остроту для Далай-ламы, так как он даже решился отойти от обычной гуманистической риторики представления тибетского буддизма на Западе. Несколько выступлений по Шугдэну, демонстрирующие крайнюю нетерпимость и, более того, c тезисом, что почитатели Шугдэна вполне заслуживают смерти, помещены на официальный англоязычный сайт Далай-ламы 14-го.

 

Сам 14-й Далай-лама рассказывает, что так же не бездействует:

 

...в другом случае, мы выполняли ритуал Хаягривы. Это не было нацелено только на Долгьяла. Цель состояла в том, чтобы уничтожить всё, будь это человек, не-человек, лама, божество или призрак. Это вредит Дхарме и правому делу Тибета. Независимо от того, что это - это должно быть ликвидировано."

(A talk on Dolgyal by H.H. the Dalai Lama during the course of religious teachings in Dharamsala, October 1997)

 

Недавно монастыри бесстрашно изгнали монахов Шугдена, где необходимо. Я полностью поддерживаю их действия. Я хвалю их. Если монастыри находят принятые меры жестокими, скажите им, что Далай-лама несет ответственность за это.

(The Dalai Lama: The Devil Within (3:33-3:49), Al Jazeera's People & Power. Tibetan University in Southern India January 2008)

 

Биографии Тричена Нгаванг Чогдена [в версии публикации 1972 г.] Далай-лама придает большое значение, так как авторитетом этого 54-го Гаден Трипы Далай-лама обосновывает применение к Шугдэну и его почитателям жестких мер. Последовавшие за этим разрушение статуй, запрет практики, изгнание монахов из монастырей, дискриминация и проведение разрушительных ритуалов, очевидно последствия выводов, которые делает Далай-лама из приведенного сомнительного источника.

 


 

1 Тагтсе Гьялпо - дух из поместья Tagtse, которое находится недалеко от монастыря Ганден. Канцен (отдел) Samlo монастыря Ганден приобрел это землевладение, а гьялпо был включен в защитники канцена. Затем он был выселен обратно в своё поместье, где почитался местными жителями до 1959 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь Джампа Линг, Тибет, Чамдо

 

 

 

 

 

 

 

Статуя Шугдэна, монастырь Джампа Линг

 

 

 

 

 

Статуя Шугдэна, монастырь Джампа Линг

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале