ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

В Music delighting the ocean of protectors, Триджанг Ринпоче говорит: В случае Дордже Шугдэна, основа, из которой эманирует этот великий Дхармапала, это воплощение мудрости всех Будд Досточтимый Манжушри. По общему правилу, Владыки Трех родов (trikulanatha), Манжушри, Авалокитешвара и Ваджрапани (rigs gsum mgon po) - мудрость, сострадание и могущество Будд, непосредственно появляются в форме и все эти качества обладают совершенством в континууме каждого Будды. Так, в эпитетах, производных от одного аспекта Шугдэна как воплощения мудрости Будд он - Манжушри, в то время как исходя из аспекта его природы больших возможностей и мощи, он может также быть назван Владыкой Тайн Ваджрапани.

~

 

Исторические линии практики Шугдэна

 

Т р и н л е й  К е л с а н г (извлечение)

 

Как и у других божеств индо-тибетского буддизма, существуют общие традиции конкретного божества, имеющие общие характеристики, а также разные линий передачи со своими особенностями. В течении чуть более 300 лет, существовали определенные объединяющие характеристики, а также уникальные передачи и специфические характеристики Дордже Шугдэна, которые получили развитие. Существует уникальная передача в Сакья: Дордже Шугдэн верхом на черной лошади (rta nag can), в дополнение к описанию Шугдэна в пяти формах (rigs lnga), так же разработанных в Сакья, которые и стали основой для заимствования в рамках Гелуг.

И держатели трона Сакья и Морчен Кунга Лхундруб интронизовали Дордже Шугдэна и поручили ему деятельность. Сакья Тризины обосновывали свою связь с Дордже Шугдэном Ньингма Тантрой Rin chen sna bdun, в которой говорится, что Дордже Шугдэн по существу Авалокитешвара. Сачен Кунга Лодро (31-й Сакья Тризин) обработал эти две основные иконографические системы практики и написал ритуалы с признанием в качестве основной формы [божества] Винаядхару (Vinayadhara), держателя монашеской Винаи. /см. Шугдэн в Сакья/

Представляется, что впервые плацдарм в Гелуг Дордже Шугдэн получил с основанием храма Троде Кхангсар в центре Лхасы около Тсуклхаканга, и покровительствующего ему монастыря Риво Чолинг. Они уже упомянуты в автобиографии [сакьяпского настоятеля] Морчена Кунга Лхундруба (1654-1728).

Подобно тому, как буддийские памятники и сооружения в Индии неоспоримые свидетельства из прошлого о создании буддизма в этих регионах, так же Троде Кхангсар (spro bde khang gsar) в центре Лхасы доказывает, как божество защитник Дордже Шугдэн был официально учрежден в Тибете. В 17 веке Троде Кхангсар был определен в качестве "дома защитника" (btsan khang) для божества Дордже Шугдэна Пятым Далай-ламой. К концу 17-го века его роль была расширена, так как дом был поручен монастырю Гелуг Риво Чолинг (ri bo chos gling) регентом Пятого Далай-ламы (sde sris) Сангье Гьяцо. В результате отношения между Дордже Шугдэном, сектой Гелуг и тибетским правительством Ганден Подрангом (dga' ldan pho brang) были твердо установлены в начале существования этого божества.

В любом случае, храмы Троде Кхангсар [гелуг] и Дол [сакья] в Южном Тибете являются важными базами [божества], которые перечисляются в различных ритуалах, а также были местами, где размещался оракул-медиум Дордже Шугдэна.

Практика Шугдэна сначала закрепляется в трех главных монастырях Гелуг, в монастыре Сера примерно в конце 18 века. Первая линия передачи инициации и вверения жизни упоминается в трудах Ринчен Вангьяла (1741-1812) из монастыря Сера и его реинкарнации, базировавшейся в Дол Сунграб Линге. Ринчен Вангьял был учеником второго Ретинга Ринпоче и Драгри Гьяцо Тхайе, оба важнейшие фигуры монастыря Сера.

Работы второго Ретинга Ринпоче описывают Дордже Шугдэна как эманацию Ваджрапани, и он просил Драгри Гьяцо Тхайе написать первый длинный ритуал (kangso) в Гелуг для Дордже Шугдэна. Эта традиция Сера признания Дордже Шугдэна как Ваджрапани продолжилась в ритуалах настоятеля тантрического колледжа Сера, Намка Тенкьонга. И наконец, Серконг Дордже Чанг из монастыря Ганден написал свое kangso с учетом этой традиции так же признавая его Ваджрапани. Кроме того, что Дордже Шугдэн признан отдельно как Авалокитешвара и как Ваджрапани, но он также был опознан как Манджушри. Эта традиция является самой популярной в наше время, однако и она многогранна при рассмотрении. Монголы, как заявляет Лобсанг Тамдин, признанали Тулку Драгпа Гьялцена и впоследствии Дордже Шугдэна как Львиный Рык Манджушри.

Дагпо Келсанг Кедруб из региона Дагпо в Южном Тибете определял Дордже Шугдэна как гневного Манджушри. Кроме того, Дагпо Келсанг Кедруб установил расширенную свиту Дордже Шугдэна, что позже было до конца обработано Тагпху Падмаваджрой и Пабонгкой Дечен Ньингпо в начале 20-го века, и стало основной передачей в том веке и продолжается сегодня.

Еще одна линия очевидно была начата Восьмым Кирти Ринпоче в регионе Таксанг Лхамо в Амдо. Передача этой линии была принесена Лобсанг Тамдином в Халха Монголию, он собрал большую часть ритуалов Дордже Шугдэна в собрание be bum, к которому написал предисловие. Там он утверждает, что в конечном счете Дордже Шугдэн является проявлением (nam 'gyur) четырех-ликого Махакалы.

Хотя ранее в наставлениях Гелуг делали упор на Дхармараджу, Вайшравану и шести-рукого Махакалу как основных защитников, существует лишь несколько ссылок на Дхармараджу как основного защитника традиции Гелуг. В 19-ом веке, Дордже Шугдэн широко упоминается, как "Дхарма Защитник Победителя Манжунатха" и "Дхарма Защитник Манжушригарбха", где "Победитель Манжунатха» и «Манжушригарбха» относятся к Дже Цонкапе. Таким образом, представляется, что Дордже Шугдэн является единственным защитником, имеющим признанную ответственность за защиту традиции Гелуг. Более того, Лобсанг Тамдин заявил, что эти необычные формы Дордже Шугдэна как защитника традиции Гелуг впервые были установленны Ламой Нюнгне Еше Зангпо, когда в храме Троде Кангсар Дордже Шугдэн овладел оракулом и просил его написать kangso к надмирной форме Дордже Шугдэна.

Антрополог Стэнли Мамфорд проводивший исследования в Непале в конце 1970-ых пишет: В Гьясумдо ламы являются Ньингмапами, тем не мение большинство из них почитают Шугдэна как защитника линии преемственности собранной в Тибете в прошлом их патерлинией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монастырь Амарбаясгалант, Монголия

 

 

 

Статуи пяти форм Шугдэна, монастырь Амарбаясгалант

 

 

 

Оракул Шугдэна, монастырь Амарбаясгалант

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале