ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Положение с научными знаниями о Шугдэне

 

В статье "Summary of the State of Shugden Scholarship" буддолог из Вирджинского Университета, Кристофер Пол Белл попытался определить круг доступных источников, на которые может оперется современный исследователь феномена Дордже Шугдэна:

 

"Возможно, две наиболее влиятельные научные работы для обсуждения Дордже Шугдэна, это главы, посвященные божеству и его оракулу в "Oracles and Demons of Tibet" Рене де Небески-Войковитц (1956) и статья Джоржа Дрейфуса "The Shuk-den Affair: History and Nature of a Quarrel", опубликованная в журнале Международной ассоциации буддийских исследований (1998). Cтатья Дрейфуса была наиболее фундаментальной и влиятельной, будучи цитируема почти всеми научными работами, обсуждающими Дордже Шугдэна или НКТ, включая публикацию Девида Кея ("Tibetan and Zen Buddhism in Britain"). Однако, не смотря на то, что статья Дрейфуса ясно сформулировала параметры истории Дордже Шугдэна и современной полемики, в его исторической методологии есть множество недостатков.

Линдсей Маккан, автор диссертации "Tales of Intrigue from Tibet’s Holy City: The Historical Underpinnings of a Modern Buddhist Crisis" (2007) критикует историческое повествование Дрейфуса и заключает, что в обоснование его утверждений относительно истории 17-го века о Дракпа Гьелцене очень мало исторических доказательств.

Тринлей Келсанг опубликовал сайт под названием "Dorje Shugden History", в котором очень подробно рассматривается ряд важных тибетских ритуальных и исторических текстов сфокусированных на Дордже Шугдэне. Перевод соответствующих частей этих текстов опровергает ряд утверждений Дрейфуса по этой теме. Он опирается на первичные материалы подтверждающие его тезисы и подкрепляет их многими заслуживающими доверия материалами и вторичными научными материалами. Очень немногие научные работы так продвигали вперед дискурс по Дордже Шугдэну. Большинство, как правило, повторяли предыдущие утверждения в поддержку своих аргументов. В конечном счете, такая опора на горстку популярных источников вызывает потребность вернуться к истокам и критически исследовать все аспекты современного нарратива Шугдэна."

 

По сравнению с предшествующими, работа Тринлей Келсанга "Dorje Shugden History" дает большее количество деталей исторического контекста, анализирует тексты, ритуалы и сопутствующие исторические работы.

Тринлей Калсанг рассматривает период с момета возникновения Шугдэна до 20-го века, оставляя в стороне работы Побонки Ринпоче и его современников, за исключением упоминания их работ в контексте приемственности от более ранних. В частности, теперь можно увидеть, как основные компоненты практики разрабатывались в Сакья, включались в традицию Гелуг, Другпа Кагью и даже некоторые Ньингмапанские линии.

Профессор Мюнхинского Университета Михаэль фон Брюк опубликовал работу "Canonicity and Divine Interference: The Tulkus and the Shugden-Controversy", в целом признавая каноничность практики Шугдэна, оспаривает возможность инициации вверения жизни (srog gtad) для этого Дхармапалы. Тринлей Келсанг полимизирует с ним по этому вопросу в статье "Dorje Shugden and Vajrayana".

Сам Тринлей Келсанг говорит, что в его работе:

"представлены различные сочинения по Дордже Шугдэну от 17-ого до 19-го столетия, опровергающие работу Джорджа Дрейфуса "The Shuk-den Affair: Origins of a Controversy". Существует подавляющее количество очевидных текстов в поддержку феномена Шугдэна до Побонки (1878-1943), и все же кажется почти никто не интересуется этим, разумеется “темное происхождение” этой практики очень выгодно ее противникам. Исследование Далай-ламы (14-го) полностью игнорирует все эти поддающееся проверке, положительные свидетельства, которые существовали в течение достаточно долгого времени в уже собранном виде. Эти факты не были найдены в результате археологической экспедиции. Это настоящий позор, что ученые интеллектуалы полностью 'игнорировали' то, что было доступно в университетских библиотеках в течение последних 30 лет."

Приведенные тексты непосредственно опровергают многие из ошибочных версий в The Shuk-den Affair Джорджа Дрейфуса, который возложил все бремя ответственности за развитие и распространения Шугдэна на отдельные фигуры, типа Пабонки Ринпоче, жившие в 20-м веке.

Эти исторические источники вероятно преднамеренно игнорировалось, т.к. они доказывают, что практика Шугдэна как Дхармапала существовала несколько сотен лет и входила в линии многих известных исторических фигур. Это совершенно очевидно подрывает заявления 14-го Далай-ламы о Шугдэне как духе темных сил, китайском демоне и т.п., основанные на откровении медиума и гадательных ритуалах.

Дрейфус позаимствовал утверждения нынешнего Далай-ламы и спровоцировал доверие к ним в западных академических кругах.

Как объясняет Тринлей Калсанг, The Shuk-den Affair следует за тем же подходом, который фактически узаконен Тибетским правительством в изгнании, и излагается в брошюре Brief History of Opposition to Shugden составленной "Исследовательским комитетом по Долгьялу", основной идеологической задачей которого являлась дискредитация практики Дордже Шугдэна. Дрейфус взял эти уже существующие представления и завернул их, в казалось бы, научную упаковку.

Представленные в Dorje Shugden History тексты говорят сами за себя, Тринлей Келсанг лишь добавил некоторые толкования и критику позиции оппонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желтый храм Шугдэна, монастырь Гонса, Тибет, Кхам

 

 

 

 

 

6-ти метровая статуя Шугдэна, монастырь Гонса

 

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале