ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

14-й Далай-лама и Шугдэн.     Период дружбы.

 

“Я признаю все ошибки и недостатки, в которых из заблуждения, я противоречил твоему святому мнению, отнесись с терпением и покажи твою улыбку!”

 

К 1950 году НОАК полностью владела Амдо и сконцентрировала там большие армейские силы.

Высшие чиновники Тибета и Далай-лама решили эвакуироваться из Лхасы в южный Тибет, где в случае угрозы можно было быстро перебраться через границу с Индией. В январе 51 года правительственный караван с 14-м Далай-ламой и его коренными учителями Лингом Ринпоче и Триджангом Римпоче прибыли в Дромо.

Базой Далай-ламы стал монастырь Дунгкар. В этом монастыре располагался известный на весь Тибет Оракул, через которого проявлялись божества Дордже Шугдэн, Каче Марпо и Намкар Барзин. Два последних божества как правило составляют свиту Шугдэна. В тот тревожный период, через оракула Далай-лама консультируется с Шугдэном, и тогда же составляет ему умилостивление под названием Melody of the Unceasing Vajra, которое с тех пор хранится в монастыре Дунгкар. Следуя традиции линии своих коренных учителей, в этой молитве Далай-лама называет Шугдэна — защитником учения Манжушри Цонкапы.

 

Оракул Шугдэна в монастыре Дунгкар

Умилостивление Могущественного Гьялчена Дордже Шугдэна,

Защитника Учения Победоносного Манджушри Цонкапы

HUM

Слава мудрости, сострадания и силы бесчисленных Будд

Сверхъестественной силы Защитник Учения Манжушри Цонкапы

Далее следует призывание божества, в котором упоминаются две чистые страны:

Возникший как повелитель всех гневных мирских воинств.

Приди из обителей Тушита, Кечара и так далее!

Затем произносятся слова покаяния:

Простираюсь с преданностью тела, речи и ума

Я признаю все ошибки и недостатки, в которых из заблуждения,

Я противоречил твоему святому мнению:

Отнесись с терпением и покажи твою улыбку!

Далее божеству даруются подношения

Возникающие из игры недвойственного блаженства и пустоты

Подношения и торма из плоти и крови, сложенные в кучу подобно горе,

Порции молока, йогурта, пива и чая бурлящие как океан,

Благоприятные символы и вещества и различные животные

Мирные и гневных украшения, оружие и доспехи для уничтожения врага,

Собраны вещества самайя, внешние, внутренние и тайные, без исключения!

Затем следуют просьбы такие как:

Приумножь Учение Победоносного Лосанга и

Продолжительность жизни и деятельности приверженцев учения!

А так же счастье существ во владении Гаден!

Особенно умиротвори любой вред нам, йогам и свите

Что возникает из-за предыдущей кармы и непосредственных условий

И спонтанно исполни, что мы пожелаем

Все хорошее, как духовное, так и мирское!

Измельчи в прах без остатка

Вражеские полчищя, что думают и действуют извращенно

По отношению к учениям, монахам и мирским людям

С мощным, точным, великим огненным ваджра!

В особенности, побуждай, в шафран одетую, общину монастыря Дунгкар,

Блестяще прекрасных в обетах чистой морали

К парению путем нерушимого освобождения

На единых крыльях Сутры и Тантры!

Это призывание показывает, что в тот период 14-й Далай-лама не считал Шугдэна демоном, так как тот призывается из чистых стран и может вести практиков на путь "нерушимого освобождения на единых крыльях Сутры и Тантры"!

И в заключении следует текст возведения Шугдэна на престол:

Словом, мы возводим тебя на престол,

О божество, как высшее собрание

Природы Гуру и Защитных божеств!

Из плотного собрания облаков четырех активностей

Пролей прохладный дождь двух сиддхи!

Интересен колофон, который говорит, что 14-й Далай-лама составил это умилостивление после получения пророчеств от Шугдэна.

Это умилостивление Могущественного Гьялчена Дордже Шугдэна, покровителя Учение Победоносного Манджушри Цонкапы, озаглавленное Мелодия непрерывного Ваджра, было вызвано побуждением не только от ваджрных пророчеств великой эманации самого Дхармапала, но также по просьбе всего сообщества в целом от мастера Драцанга и всех его сотрудников с подношениями. В связи с этим, тот кого называют Держащим Белый Лотос, несущий Буддадхарму Нгаванг Лосанг Тензин Гьяцо Сисум Вангьюр Цунгпа Mepa Де составил его в монастыре со спонтанной благоприятностью.

Тогда же Далай-лама получает посвящение в практику Дхармапалы Шугдэна от своего коренного учителя Триджанга Ринпоче. Позднее Далай-лама вспоминает, что практиковал Дордже Шугдэна в течении двадцати лет ("С 1951 до начала 70-х")1

1959 год, Далай-лама находится в эпицентре восстания в Лхасе. Он получает письмо от китайского генерала с сопроводительным письмом министра Нгабо.

«Письмо Нгабо подтверждало то, о чем я и все другие только смутно догадывались, а именно, что китайцы планируют использовать против народа войска и подвергнуть Норбулинку артиллерийскому обстрелу. Он хотел, чтобы я обозначил на карте, где буду находится — чтобы артиллеристы могли получить указание не подвергать обстрелу те здания, которые я укажу. В этот мотент открылся весь ужас нашего пложения ...На следующий день я снова попросил консультации у оракула. К моему удивлению, он воскликнул: "Иди! Иди! Сегодня вечером!". Медиум, продолжая находиться в трансе, пошатываясь, прошел вперед и, схватив бумагу и ручку, записал довольно ясно и четко тот путь, которым я должен уйти из Норбулингки до последнего тибетского города на индийской границе. Направление было неожиданным. Сделав это, медиум, молодой монах по имени Лобсанг Джигме потерял сознание, что было знаком ухода Дордже Дракдэна (Нечунг) из его тела. Как раз вслед за этим, как бы подтверждая указания оракула, в болоте у северных ворот Драгоценного Парка разорвались две мины, выпущенные из миномета»2

Далай-лама пишет эту автобиографическую книгу уже в период гонений на Шугдэна и его приверженцев, поэтому он опускает роль этого Дхармапалы в происходивших событиях, приписывая все заслуги Защитнику Нечунгу. Однако в мемуарах его коренного гуру Триджанга Ринпоче, те события описаны более полно.3

Подчеркивая фактологическое изложение событий, и о себе Триджанг говорит в третьем лице:

«На восьмом тибетском месяце на северной стороне Норбулинка китайцы открыли огонь и убили двух монахов и взорвали два артиллерийских снаряда в Норбулинка. В этой ситуации Кашаг и монастырские чиновники начали задаваться вопросом: следует ли искать убежище в другой зарубежной стране, решения основывались на гадании перед вещающим изображением Лхамо, и на команде оракулов Нечунга и Гандонг, а по настоянию Далай-ламы Триджанг Ринпоче поручил Рато Чувар Ринпоче (1915-1992) тайно перейти в обитель Панглунг около монастыря Сера в Лхасе, где проживал один из оракулов Гьялчена Шугдэна, чтобы получить пророчество о том, как действовать.

Дхармапала Шугдэн заявил, что

"надо идти сразу, без задержки, если вы проследуете по юго-западному маршруту, я возьму на себя ответственность за безопасность каждого человека.

Возьмите этот меч и передайте его человеку по имени "Дордже", который должен будет им размахивать, идя в передней части каравана Далай-ламы и так продолжать путь"

И он выпустил стрелу в сторону монастыря Рамананг, к юго-западу от Лхасы.

Исходя из этого пророчества, в тот вечер в девять часов утра ушла первая партия, состоявшая из матери Далай-ламы и семьи. Затем ушли Далай-лама и его свита. Наконец, отправилась партия Йонгдзин Линга и Триджанга Ринпоче, Калон Суркханг, Вангчен Гелег, Нешар Тубтен Тхарпа, Шанкапа Гьюрме Торгье и другие асистенты.

Все избавились от своих официальных облачений и оделись в простую одежду. Они пошли к южной переправе реки Кьичу в Лхасе, которая вела в Рамаганг и там переправились через реку».

 



1 from the Dalai Lama’s talk at Lehigh University in July 2008

2 Dalai Lama XIV, Freedom in exile: the autobiography of the Dalai Lama, Hodder & Stoughton, London Sydney Auckland Toronto

3 Trijang Rinpoche (2000). Memoirs of HH Kyabje Trijang Rinpoche. Library of Gaden Shartse Monastic College: Mundgod

 

 

 

 

 

 

 

14-й Далай-лама и Шугдэн.      Период вражды.

 

“Стало вполне ясно, что Долгьял - дух темных сил”

 

 

"Я практиковал почитание Шугдэна. Дух очень любил меня.”1 После двадцатилетней практики Шугдэна Далай-лама начинает менять отношение к этому божеству.

С 1951 до начала 70-х, я сам был поклонником этого духа [Шугдэна], так на самом деле, раньше я был одним из них ... Тогда в начале 70-х с использованием разного рода методов исследования… Я почувствовал некоторые сомнения. Тогда после тщательного расследования стало ясно... (from the Dalai Lama’s talk at Lehigh University in July 2008)

При упоминании про тщательное расследование, возникает резонный вопрос о методологии и инструментарии проведения этого расследования.

Многим восторженным поклонникам Далай-ламы кажется, что он обладает способностью получать информацию, через свои провидческие способности и его слова принимаются на веру, без кого-либо критического анализа.

Однако сам Далай-лама отрицает подобные способности:

«Естественно, у меня нет ясновидения, я не обладаю этим качеством. Мне нужно провести исследование с помощью духовных (spiritual) методов. Если я получу какие-то ясные и четкие знаки, то можно будет принять соответствующее решение» (His Holiness Begins Teachings for Buddhists from Russia, 2 December 2010, Dharamshala, India)

Если исключать способности самого исследователя, какие методы по распознаванию Шугдена как духа темных сил, Далай-лама мог применять и на какие знаки опираться?

Джордж Дрейфус (Professor of Religion at Williams College), известный своей работой ”Shuk-den affair” частично опубликованной на официальном сайте Далай-ламы, пишет в статье «From Protective Deities to International Stardom: An Analysis of the Fourteenth Dalai Lama's Stance towards Modernity and Buddhism»:

”Интересный аспект дела Шугдэна, это иллюстрация зависимости Далай-ламы от гадания и других традиционных средств для решения важных вопросов. Это проявляется в описании Далай-ламой методов, как он пришел к решению отказаться от Шугдэна, практику которого он сам принял еще в молодости.2

Сам Далай-лама говорит вполне определенно:

”Все окончательные решения [по Шугдэну] были приняты только путем гадания. Это обращение тоже результат гадания сегодня утром.”

(From the address delivered by the Dalai Lama at the preparatory session of Tamdrin Yangsang and Sangdrub empowerments, March 21 1996)

Так же он объясняет какие гадательные техники применял и называет конкретный год полного прекращения отношений с Шугдэном.

”Я провел обследование шарами из теста и гадательными костями, которые так убедительны, что с 1975 года я полностью прекратил эту практику [Шугдэна].” (Fourteenth Dalai Lama, Talk at Sera Monastery, 1980. The Dalai Lama also mentions making decisions by using oracles, dream and divination by dough-balls in A Talk Concerning Shugden Practice, July 13, 1978, from An Anthology of Talks Given by His Holiness The Dalai Lama Concerning Reliance Upon the Dharma Protectors (LTWA, Dharamsala).

В первой технике возможные варианты ответов на интересующий вопрос пишутся на разных листках бумаги. Листки с ответами помещается в одинаковые по размеру шары из теста. Затем шары помещаются в чашу и раскручиваются, подобно шарам лотереи, пока один из них не выпадет. Ответ из этого шара и считается верным.

Вторая техника подобна игре в кости. Задается вопрос и бросаются три кости с числом от одного до шести обозначенных точками на каждой стороне куба. Числа на костях могут заменять буквы. Сочетание выпавших номеров или букв толкуется по гадательной книге.

При гадании с вопросами обращаются к какому-либо божеству. Тогда выпавший ответ считается ответом этого божества.

Дрейфус в статье «From Protective Deities to International Stardom: An Analysis of the Fourteenth Dalai Lama's Stance towards Modernity and Buddhism» объясняет как это применял Далай-лама:

”Далай-лама говорит, что, после долгих соображений, он решил предложить этот вопрос на рассмотрения его другому важному защитнику, Великой Богине Палден Лхамо (Махадеви). Он спросил должен ли он продолжать практику Щугдэна публично, или он должен делать это только тайно, или же вовсе прекратить? Каждая из этих альтернатив была написана на листе бумаги, каждый из которых был вложен в отдельный шарик из теста. Все три шара были затем положены в чашку на алтарь Великой Богини. После умилостивления божества в течение длительного времени в компании нескольких специалистов ритуала, Далай-лама взял чашу и катал шары в ней по кругу, пока один из них не выпал. Ответ в нем решил вопрос: Далай-лама должен отказаться от Шугдэна полностью. Это решение имело большие последствия. Она изменило его личную практику и ритуальную систему института Далай-ламы, а также побудило его, становиться все более и более громогласным в своей оппозиции к Шугдэну.”

Там же Дрейфус говорит:

”Он (Далай-лама) также лично привержен конкурирующему защитному божеству по имени Нечунг (Gnas Chung) и сопутствующей ритуальной системе, лежащих в основе института Далай-лам. Последнее учреждение опирается на дополнительную эклектичную ритуальную систему, что имеет тесные связи с различными школами тибетского буддизма. Она имеет особенно тесные связи со школой Ньингма, и наиболее тесно связанна с ранней империей, ее мифологией и божествами.

Нечунг [государственный оракул], как замечают, подталкивает Далай-ламу, чтобы действовать против Шугдэна, призывая людей бросить умилостивление этого божества и даже непосредственно действовать, чтобы запретить [его] практику.”

Что именно говорит государственный оракул, рассказывает сам Далай-лама (From the address delivered by the Dalai Lama at the preparatory session of Tamdrin Yangsang and Sangdrub empowerments, March 21 1996):

Оракул Нечунга

"Так как оказалось, согласно государственным оракулам, что Долгьял связан с китайскими буддийскими божествами ("Chinese Buddhist deities"), мы на самом деле упоминали его имя в нашем изгнании демонов на основе Тамдрина (Хаягрива) в то время. Все-таки на изгнания нельзя полагаться окончательно, у меня были странные сны с тех пор. Поэтому я не чувствую, что мне будет комфортно, если почитатели Шугдэна присутствуют здесь. Если раздражение между божествами приведет к дисгармонии между людьми, это будет духовный кризис."

Итак это мнение Оракула, в след за которым Далай-лама считает возможным для буддийских божеств поддерживать разные нации в их геополитическом противостоянии и раздражать друг-друга, а Шугдэн в этом случае представляется Далай-ламой как предатель перешедший на сторону врага, т.е. китайцев и их буддийских божеств.

В своей книге «Freedom in exile» Далай-лама объясняет свое доверие к практике оракулов:

"На протяжении сотен лет было традиционным для Далай-ламы и правительства консультироваться с Нечунгом в новогодние праздники. Кроме того, он вполне может быть призван и в другое время для каких-либо конкретных вопросов. Я сам общался с ним несколько раз в год. Западным читателям это может показаться надуманным для ХХ века. Даже некоторые тибетцы, в основном те, кто считают себя «прогрессивными», выражают опасения по поводу моего дальнейшего использования этого древнего метода сбора разведывательной информации. Но я делаю так по той простой причине, что когда я оглядываюсь назад на многие случаи, когда я задавал вопросы оракулу, по каждому из них как показало время, его ответ был правильным. Это не значит, что я полагаюсь исключительно на совет оракула, я так не делаю. Я интересуюсь его мнением так же, как я интересуюсь мнением моего кабинета и советом собственной совести. Я считаю божеств моей "верхней палатой", а Кашаг нижней палатой".

Примичателен и следующий тезис: «у меня были странные сны». Один такой сон Далай-лама озвучивает:

"Однажды ночью в течение периода, когда мы проводили этот ритуал, мне снилось, что я сидел на моей кровати. Около моей кровати был маленький мальчик, приблизительно семь или восемь лет, которого я воспринял как Долгьяла. Этот мальчик держал мою правую руку. Когда я взглянул снова, я увидел, что там, где он держал мою руку, ногти мальчика превратились в когти, и он выпустил их. Я был раздражен, схватил ребенка за шею и задушил его. Я визуализировал себя непосредственно как Хаягриву и мое осмысление божественной гордости было очень чистым. Все еще поддерживая эту хорошее видение и божественную гордость, я взял ребенка в свои руки, растер его между моими пальцами и проглотил его. Это было очень отчетливое видение. Тогда я пробудился. И когда я пробудился, я был все еще в процессе глотания. В мой ум пришла мысль: “Странно, как могло что то, размером с маленького мальчика протиснутся в мое горло”. Это от того, что мое обычное восприятие начало возникать снова". (A talk on Dolgyal by H.H. the Dalai Lama during the course of religious teachings in Dharamsala, October 1997)

В той-же статье Дрейфус пишет: Использование Далай-ламой гадания может удивить тех, кто думает о буддизме, как о рациональной философии избегающей ритуалов. Но для большинства азиатских буддистов, ритуал является важным элементом традиции и сторонники не стесняются его значения. Далай-лама не является исключением. Он не скрывал своего доверия к такой форме гадания и своей общей приверженности ритуалам защитников. В неопубликованном интервью, Далай-лама выразил мне свою полную уверенность в значение этой практики, которую он использовал в нескольких ключевых моментах своей жизни, завершая фразой: "Я буддист, в конце концов, или нет ?"3

 



1 In video footage aired by Al Jazeera on Sept 30th the Dalai Lama says: “I used to worship Shugden. The spirit was very fond of me.”

2 Sa skyabs mgon chen po mchog nas chos skyong bsten phyogs skor btsal ba'i bka' slob , pp. 36-41.

3 Interview with the Dalai Lama, October, 2000.

 

 

 

 

 

 

 


Далай-лама 14-й, 1950 г.

 Шугдэн в храме Троде Кхангсар, Лхаса

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале